Российские власти обсуждают несколько вариантов помощи «Мечелу». В кремлевской администрации полагают: одним из них может стать продажа ряда активов для того, чтобы компания смогла разобраться с долгами, сообщил помощник президента РФ Андрей Белоусов.
«У нас есть конкретные действия, и, если они будут реализованы, «Мечел» выйдет из этой ситуации. Я сейчас не хочу комментировать, какие это действия, но могу сказать, что продажа некоторых активов может помочь. Это вариант, который я поддерживаю, и он действенный, но он не единственный. Есть и другие варианты. Но этот вариант — самый надежный. И компания готова на это пойти», — сказал в кулуарах съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Белоусов.
«Банкротство — это крайняя мера, потому что она ставит под риск достаточно большие трудовые коллективы», —
подчеркнул помощник президента. Ранее аналогичную позицию по вопросу о помощи «Мечелу» озвучил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «Банкротить эту компанию нет смысла. Будет гораздо проще обеспечить государственной поддержкой», — говорил он.
У правительства существовали и другие варианты спасения компании, в частности предоставление государственных гарантий для реструктуризации долгов «Мечела» либо выдача дополнительных кредитов госбанками, чтобы компания могла рассчитаться с частными кредитными организациями.
Долговая нагрузка — это основная проблема «Мечела». По графику погашения задолженности, рассчитанной на 6 декабря прошлого года, «Мечел» в 2014 году должен погасить $2,034 млрд, в 2015 году — $2,461 млрд, в 2016 году — $2,527 млрд, в 2017 году — $1,504 млрд, с 2018 года — $803 млн. Всего же по состоянию на февраль 2014 года чистый долг «Мечела» составляет $9 млрд, 69% которого приходится на российские банки.
«Положение «Мечела» сейчас достаточно тяжелое. У компании очень большая долговая нагрузка, с которой она вряд ли сможет справиться в одиночку. К тому же цены на уголь упали с начала года до $106 за тонну», — говорит «Газете.Ru» аналитик БКС Олег Петропавловский.
«При текущих ценах на уголь «Мечел» не сможет гасить свой долг.
Наоборот, компании придется занимать дополнительно $200–300 млн для того, чтобы дальше продолжать свою деятельность. Поэтому в текущей ситуации, я думаю, правительство продолжит помогать «Мечелу». Никто не хочет, чтобы такая крупная, системообразующая компания стала банкротом», — добавляет эксперт.
Однако предложение Белоусова о распродаже части активов вряд ли может помочь «Мечелу». Компания и так активно этим занимается.
Первую распродажу «Мечел» объявил в сентябре 2012 года, для того чтобы сократить долг, который составлял $9,6 млрд. С того времени компания сумела продать за $70 металлургические активы в Румынии, а также болгарскую ТЭЦ «Топлофикация русе» за €29 млн (сумма включает $19 млн долга перед «Мечелом»). При этом компании удалось избежать прогнозировавшихся на 2013 год $80 млн убытков.
В середине июля 2013 года компании Игоря Зюзина удалось продать с долгом британский мини-милл Invicta Merchant Bar за $1,7 млн. Чуть позже «Мечел» подписал договоры о продаже Донецкого электрометаллургического завода (ДЭМЗ) за €2 тыс. (сам завод «Мечел» приобрел в конце 2011 году за $537 млн). «Мечел» также согласовал продажу двух ферросплавных активов — Тихвинского завода под Санкт-Петербургом и казахстанского ГОК «Восход» за $425 млн (цена покупки этих активов в 2008 года составила $1,498 млрд).
В результате «Мечелу» за первые девять месяцев 2013 года пришлось списать из-за обесценивания $1,085 млрд,
говорится в сообщении компании по итогам работы за девять месяцев. Чистый убыток за этот срок составил $2,2 млрд.
Поэтому, скорее всего, для спасения ОАО все-таки будут использованы другие средства. «Новые кредиты «Мечел» получит или со стороны госбанков, или со стороны ВЭБа. Другие варианты сейчас вряд ли найдутся, а с учетом событий в Крыму и усилившейся риторики о введении санкций в отношении российских компаний «Мечел» вряд ли сможет найти необходимые средства за рубежом», — говорит Петропавловский.
Пока же инвесторы скептически относятся к российскому горнодобывающему и металлургическому гиганту, что в свою очередь негативно сказывается на акциях компании, а также доходности по корпоративным облигациям. Так, в ноябре 2013 года доходность по корпоративным облигациям «Мечел-15» и «Мечел-16» выросла до рекордно высоких отметок, заставляя рынок усомниться в платежеспособности компании. В результате в ходе торгов на Московской бирже 14 ноября 2013 года обыкновенные акции «Мечела» обвалились на 41,35%, а привилегированные бумаги подешевели на 23,29%.
Будущее компании во многом будет зависеть от конъюнктуры на внешних рынках, отмечают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.
«По нашим прогнозам, стоимость компании может упасть еще на 50%, однако в данном случае многое здесь будет зависеть от конъюнктуры, и если цены на уголь будут восстанавливаться, то это определенно поможет «Мечелу», — говорит Петропавловский.
«Думаю, что компания сможет выйти из данного положения, просто ей понадобится больше времени, — сказал «Газете.Ru» ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. — Государство же со своей стороны может помочь финансировать ее через госбанки, плюс могут помочь и регионы, для которых важно, чтобы компания работала дальше».