Как стало известно «Газете.Ru», Минвостокразвития подготовило предложения по налоговым льготам для территорий опережающего развития (ТОР), с инициативой создания которых в прошлом году выступил Владимир Путин в послании в Федеральному собранию. Список соответствующих льгот есть в распоряжении «Газеты.Ru».
В частности, предлагается на десять лет освободить от налога на имущество организаций резидентов, а также управляющие компании ТОР. Кроме того, для резидентов готовятся льготные тарифы страховых взносов — 3% в Пенсионный фонд, по 1,5% в Фонд соцстраха и Фонд ОМС и 1,6% в территориальные фонды ОМС. Резидентов ТОР могут также освободить от уплаты НДС на срок десять лет.
Ставку 0% предлагается ввести при реализации товаров, ввозимых на территорию ТОР для использования резидентами. Также предлагается применять специальные коэффициенты к норме амортизации. Налогоплательщики вправе применять к норме специальный коэффициент, но не больше 2. Налоговую ставку по налогу на прибыль в части, которая направляется в федеральный бюджет, предлагается обнулить. Размер ставки, подлежащей зачислению в региональные бюджеты, не должен быть выше 5% в течение десяти налоговых периодов, затем не может быть больше 10%, предлагают в министерстве.
Полностью освободить резидентов от уплаты страховых взносов в Минвостокразвития не решились, также нет предложений по обнулению ставки земельного налога.
Предложения министерства в принципе схожи с пожеланиями, которые высказывает бизнес, уже работающий в регионе. «Предлагается рассмотреть налоговые льготы, к примеру «каникулы» на срок от десяти лет по налогу на имущество и земельному налогу, а также ускоренную амортизацию с повышающим коэффициентом для новых инвестиций в развитие регионов, освобождение от страховых взносов работников, которые трудятся в ТОР», — сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора «Норникеля» Андрей Бугров. Никелевая компания на Красноярском экономическом форуме в феврале этого года выступила за внесение Таймыра в число территорий опережающего развития.
Проекты для территорий
Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что ТОРы должны развиваться «вокруг» конкретных проектов. «Мы запускаем их, когда понимаем, как действует тот или иной региональный и муниципальный руководитель, кто руководитель самого этого проекта, кто инвестор, конкретные рынки сбыта», — сказал Шувалов (цитата по «Прайм»).
Однако не исключено, что такой статус могут получить не только населенные пункты, где уже есть инвестпроекты, но и территории, которые не готовы к их реализации и на которые пока нет заявок от инвесторов.
Как рассказал «Газете.Ru» первый заместитель главы Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Осипов, уже сейчас министерство располагает списком из 380 инвестиционных проектов, на основе которых будут создаваться ТОРы. В качестве потенциальных площадок для создания таких территорий рассматриваются прежде всего земельные массивы в Хасанском, Партизанском, Шкотовском районах, Находкинском городском округе Приморского края, на Сахалине, в Петропавловске-Камчатском, указывает чиновник,
«но есть ряд территорий, которые несут в себе потенциал спроса, но крайне не урегулирован их статус и положение». Для включения таких площадок в список ТОР необходимо решить ряд вопросов, среди которых Осипов называет определение имущественного статуса. Ряд земельных участков, которые могут быть интересны инвесторам, принадлежат госведомствам, в частности Минобороны. Кроме того, не решен вопрос с обеспечением транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой.
Такие предложения вряд ли привлекут в регион российских инвесторов, полагает заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии ГУ-ВШЭ Алексей Скопин. Самостоятельное развитие территорий на Дальнем Востоке и в Забайкалье невозможно по причине огромных расходов на их подготовку и реализацию, говорит он «Газете.Ru». Потенциальные инвесторы хотели бы, чтобы территории опережающего развития уже имели инфраструктуру, а также — инвесторов. Расходы на подготовку инфраструктуры будет вынуждено взять на себя государство и иностранные инвесторы.
«Большинство проектов в регионе — сырьевые. В них могут быть заинтересованы Китай, Япония и ряд других азиатских стран», — говорит Скопин. Главная проблема в том, что до сих пор не готова программа по развитию региона, которая должна быть очень детально проработана, с учетом прогнозов по ценам на добываемые ресурсы и прочее. Когда такие расчеты будут произведены, станет понятно, какие именно территории нужно предлагать в первую, вторую и последующие очереди, резюмирует эксперт. Окончательный список таких территорий должен быть готов к лету.
Крым опередит
Идеи о расширении списка территорий опережающего развития высказывались и ранее. Причем такие регионы могут выбираться по принципу геополитической важности для России. В частности, ускоренное освоение Таймыра «будет способствовать укреплению позиций России в Арктике и созданию одного из крупнейших в мире новых кластеров производственно-добычного типа» и «выходу на полномасштабное освоение арктического шельфа», уверяет Бугров.
В число «опережающих» может быть включен и Крымский полуостров, который только что провел референдум о присоединении к России. «Частью причерноморской территории опережающего развития мог бы стать Крым», — предложил глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев на прошлой неделе в эфире «России 24».
«Мы говорим о территориях опережающего развития применительно к Дальнему Востоку. Возможно, мы должны переориентировать эту позицию. Почему мы должны замыкать это на определенный регион? — задался риторическим вопросом министр. — Возможно, мы должны рассматривать Крым как часть причерноморской территории опережающего развития, которая объединяла бы Крым и российское Причерноморье». Такая территория опережающего развития могла бы охватить такие сферы, как туризм, портовое хозяйство, логистика и сопутствующие сервисы. По словам министра, могут обсуждаться вопросы инвестиций в Крым средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для фондирования операций, финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.