Одним из первых шагов киевского правительства Арсения Яценюка стало решение о подписании соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. Именно отказ от утверждения договора правительством Николая Азарова в конце прошлого года запустил уличные протесты в столице Украины, которые завершились сменой власти. Большинство политических сил, стоявших во главе протеста, называли подписание соглашения в качестве одной из основных целей устранения режима Януковича.
Ранее ЕС настаивал на том, чтобы данный договор был подписан полностью с его политической и экономической частями.
Однако после смены власти в Киеве Брюссель стал более лояльным и разрешил разделить эти части. В понедельник назначенный Верховной радой исполняющим обязанности главы МИД Украины Андрей Дещица заявил, что политическая часть соглашения с Евросоюзом может быть подписана 17 или 21 марта. Во вторник европейский комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт сообщил, что экономическая часть, включая один из важнейших пунктов — о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ), то есть обнуление или резкое снижение пошлин, может быть одобрена после президентских выборов на Украине, назначенных на 25 мая. «В данном случае идет довольно активный политический процесс, и не исключено, что решение о разделении двух соглашений принималось исключительно из политической целесообразности, в таком виде, в каком ее видит ЕС», — говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
В то же время с учетом осложнения ситуации Европа не скупится на дальнейшие уступки. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что ЕС в одностороннем порядке вводит в действие «положение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной».
По оценкам Баррозу, это даст Киеву «выгоду €500 млн в год».
«Если данное решение будет, как обещано, в ближайшие дни утверждено в Совете Евросоюза и Европарламенте, страна получит существенные финансовые выгоды на ранней стадии партнерства с ЕС», — согласен директор украинского рейтингового агентства IBI-Rating Григорий Перерва. Однако определенные экономические убытки может получить европейский аграрный сектор. «Давление может быть оказано на европейский сельскохозяйственный сектор, но думаю, что по базовым отраслям производства Украина не будет серьезным конкурентом для европейского производителя», — добавляет эксперт.
Однако Киеву в дальнейшем в любом случае придется присоединяться к зоне свободной торговли, подписав экономическую часть соглашения, и, таким образом, открывать свои собственные рынки. «На май 2014 года намечены выборы в Европейский парламент. Учитывая, что по их итогам ожидается обновление состава данной организации, любовь европейских политиков к соблюдению всех тонкостей протокола позволяет предположить, что к вопросу подписания экономической части с двух сторон смогут подойти в конце 2014-го — начале 2015 года», — полагает Перерва. «Принятие экономической части возможно не ранее чем через год-полтора», — считает Шенк.
Тем не менее полноценное создание зоны свободной торговли вызовет ответные шаги России, полагают эксперты.
Ранее Москва заявляла, что, если будет создана зона свободной торговли, власти ответят на это мерами по защите своего рынка. «Уже второй год кряду экономика РФ сталкивается с внутренними экономическими проблемами, которые усугубляются. Отсюда и вытекает желание введения заградительных пошлин на импортные товары, что призвано защищать внутреннего производителя и рабочие места в самой РФ», — говорит руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен. «Вероятность подобных действий со стороны России очень высока», — соглашается Перерва.
Между тем на Россию в 2013 году приходилось 23,8% всего экспорта Украины, а в целом на страны Таможенного союза (ТС) — 30,3%. Киев поставляет Москве машины, оборудование и транспортные средства (за первую половину 2013 года данная товарная группа составляла 35,8%), металлы и изделия из них (24,0%), продовольственные товары (12,1%), продукцию химической промышленности (12,1%). В то же время в Европу Киев поставлял 27% своей продукции. Украина экспортирует в страны ЕС сырьевые товары, за исключением топлива (20,8%), сельскохозяйственную продукцию (20,6%), топливо (10,1%), химическую продукцию (4,7%).
Несколько иная ситуация в импорте: на Россию, а также ТС приходится 30,2 и 35,8% импорта Украины соответственно, а на Европу — 37,1%. Сальдо торгового баланса с Россией отрицательное, но незначительно — $8,2 млрд (с ТС также отрицательное — на уровне $8,4 млрд), в то время как с ЕС оно значительно уходит в минус — $11,5 млрд. Россия поставляет на Украину прежде всего минеральные продукты (за первую половину 2013 года данная товарная группа составляла 60,1%), продукцию химической промышленности (11,2%), машины, оборудование и транспортные средства (12,4%), а также металлы и изделия из них (8,2%). Европейский союз экспортирует в страну продукцию машиностроения и транспортное оборудование (37,2%), химическую продукцию (19,3%), потребительские товары (14,5%).
«Если речь будет идти исключительно о введении Россией дополнительных пошлин на отдельные продукты и товары с Украины, это создаст сложности, но не окажет существенного негативного влияния на экономику последней.
Если же будет резко ограничен ввоз всех без исключения товаров либо введены слишком высокие тарифы, это ударит как по Украине, так и по России.
Ясно, что экономика последней пострадает в меньшей степени, но потери также будут», — рассказывает Перерва.
«Учитывая, что европейские политики весьма прагматичны в своих решениях, стоит понимать, что без ожидаемой выгоды они бы не готовили подписание с Украиной ЗСТ. Игра, очевидно, идет в двух направлениях: с одной стороны, Украине снимают ограничения в первую очередь для сельскохозяйственных предприятий. С другой — Европа получает новый рынок сбыта для своей продукции. Могу предположить, что речь идет прежде всего о промышленном секторе, где позиции Украины более слабые, чем у европейцев. Повышение существующих стандартов и систем безопасности до европейского уровня потребует значительных инвестиций, что в результате может привести либо к закрытию производств, модернизация которых экономически не оправдана, либо к удорожанию их продукции на первоначальном этапе (возврат инвестиций), что снизит их конкурентоспособность», — дополняет директор рейтингового агентства.
«Экономическая часть — это более серьезный документ, предполагающий определенные обязательства со стороны Украины, если принять его немедленно, то негативный эффект на экономику страны будет очень сильным и не исключены социальные возмущения, а также есть вероятность дефолта по долговым обязательствам», — полагает Шенк.
«Для того чтобы экономика начала эффективно функционировать после принятия экономической части договора об ассоциации, необходимо провести реформы, а также модернизацию и техническое перевооружение для соответствия нормам ЕС. Для этого потребуется, по нашим оценкам, не менее €30 млрд, а пока ЕС готов предоставить лишь €15 млрд», — продолжает российский эксперт.