Обострение российско-украинского конфликта ставит под угрозу транзит российского газа в Европу. Через Украину «Газпром» поставляет более половины (52%) своего экспорта. В прошлом году объем украинского транзита составил 89 млрд кубометров.
До фактического объявления войны Киев неоднократно заявлял, что выполнит все обязательства по транзиту. «Однако сейчас ситуация изменилась, — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Логика войны заставляет стороны искать способы нанести противнику максимальный ущерб, и поставки через Украину оказываются под угрозой».
С другой стороны, по словам главы ФНЭБ, новые киевские власти еще в ходе революции могли захватить хотя бы одну газонасосную станцию и, угрожая прерыванием транзита, призвать на помощь Европу. Однако они этого не сделали, так как Евросоюз, по словам Симонова, обладает значительным влиянием на новое украинское правительство, а ЕС в угрозе поставкам не заинтересован. Также Симонов напомнил, что, например, в ходе войны с Грузией российские поставки газа в эту страну продолжались, перешла на азербайджанский газ Грузия уже позже.
В «Газпром экспорте» запрос на комментарий переадресовали в материнскую компанию, официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов был в воскресенье недоступен для комментариев.
«У украинских радикалов уже есть достаточно причин для того, чтобы зайти, например, в любое линейно-производственное управление «Львовтрансгаза» и перекрыть газовый кран, — отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Сейчас начало весны, и Украина может продержаться вообще без российского газа примерно до середины октября. Понятно, что в этом случае украинские подземные газохранилища останутся без газа, что поставит под угрозу транзит зимой 2014–2015 годов».
На сегодняшний день в подземных газохранилищах Украины содержится около 11,5 млрд кубометров газа. Причем после начала газового противостояния Украина начала отбирать все больше газа из ПХГ. Еще в середине января в хранилищах было порядка 13 млрд кубов, а суточный отбор составлял 55–60 млн кубометров. Сейчас он вырос до 100 млн кубов.
Угроза если не полного прерывания, то нанесения ущерба транзиту вполне реальна. Правда, она связана не столько с войной, сколько с финансовой несостоятельностью Украины.
Сергей Куприянов 1 марта заявил, что украинский «Нафтогаз» рискует лишиться скидки, которую российская монополия предоставила в декабре прошлого года. Цена снизилась на треть, с $421 в 2013-м до $268,5 за 1 тысячу кубометров. Причем, по условиям соглашения, цену «Газпром» устанавливает ежеквартально.
Но даже с учетом скидки Украина платить оказалась неспособна. «Нафтогаз» не расплатился даже за январские поставки, при этом компания еще должна «Газпрому» за август прошлого года. Общая сумма долга составляла $3,3 млрд, частично Украина долг погасила, осталось выплатить около $1,55 млрд. Деньги для расчета с «Газпромом» «Нафтогаз» в основном получил за счет увеличения уставного фонда компании. Украинский кабмин 1 февраля увеличил его на 11,07 млрд гривен (около $1,25 млрд), а уже 14-го числа Украина заявила о погашении значительной части долга.
«У нас отношения с Украиной хорошие, транзит идет, вот только платить за газ надо, — цитирует РИА «Новости» Куприянова. — Задолженность огромная не только за прошлый год, но не погашен долг также и за текущие поставки».
По словам Куприянова, «с такой оплатой и исполнением обязательств» Украина может не сохранить действующую скидку. Особенно если учесть, что в конце прошлого года Россия предоставила Украине $3 млрд кредита — именно на оплату газовых поставок. Российское Министерство энергетики тоже заявило, что не видит смысла в продлении скидок.
«Если так будет происходить и дальше, то какой смысл и дальше продлевать действие соглашения о поставках газа по сниженным ценам? Никакого», — заявил представитель Минэнерго.
При этом денег у Украины практически нет. Золотовалютные резервы страны только с начала 2014 года снизились на 26,5% и теперь составляют $15 млрд. Рассчитывать на стороннее финансирование тоже сложно. Международный валютный фонд (МВФ) пока не видит причин для предоставления финансовой поддержки.
«Мы не видим ничего критичного, способного в данный момент служить оправданием для паники», — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. По ее словам, оценивать финансовые потребности Украины «чрезвычайно преждевременно».
«Отсутствие скидок на газ со стороны России, безусловно, скажется на Украине, — предупреждает председатель правления Альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. — Вариант компенсации возросших цен на газ — это отмена скидок на транзит газа в Европу через Украину».
По словам Боровика, на сегодняшний день цена на транспортировку газа для европейских потребителей в полтора раза меньше рыночной стоимости транспортировки 1 тыс. кубометров газа на 100 км. Впрочем, по его прогнозам, поставки на Украину «Газпром» не прекратит — это скажется на том же трансукраинском транзите в Европу.
Именно неплатежи за газ вполне могут стать поводом для перекрытия трубы со стороны России и последующем отбором транзитного газа. В 2008–2009 годах конфликты из-за долгов доходили именно до того, что Россия прекращала поставки на Украину, а Украина компенсировала это за счет транзита. Причем европейцы, которые в буквальном смысле оставались без газа на несколько дней, впоследствии обвинили в сложившейся ситуацию не Украину, а Россию.