Более 1 трлн руб. сверхдоходов может получить федеральный бюджет за счет ослабления рубля, подсчитали эксперты Центра развития Высшей школы экономики. Такой объем сверхдоходов бюджет получит при условии, что доллар вырастет в цене до 37 руб., уточнил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.
Расчеты произведены на основе оценки поступления экспортных пошлин на нефть и на газ и пошлин на нефтепродукты, НДПИ на нефть, газ и конденсат, а также ненефтегазовых доходов — НДС на импорт и импортных пошлин. Прирост составит 1,37% ВВП, или 7,4% от плановых доходов бюджета.
С начала года курс рубля по отношению к доллару сократился примерно на 8%, по состоянию на 19.00 25 февраля доллар с расчетами «завтра» закрепился на отметке в 35,61 руб. (+0,32% от уровня средневзвешенного курса предыдущего торгового дня).
По последнему прогнозу Минэкономразвития, среднегодовой курс доллара составит 33,9 руб., но в апреле ведомство планирует пересмотреть прогноз. В МЭР не видят реальных предпосылок и условий для падения рубля, но ожидают, что российская валюта будет «умеренно снижаться». Эксперты Центра развития не исключают, что курс доллара к рублю может быть примерно на 10% выше, чем сейчас прогнозирует ведомство.
«От обесценивания рубля выигрывают экспортно-ориентированные отрасли, в первую очередь нефтегазовая. Экспортная пошлина на нефть, НДПИ зависит от курса рубля, импортные пошлины и НДС на импорт пересчитываются в рубли», — поясняет он.
Это значит, что частично на улучшение ситуации могут рассчитывать и регионы с металлургической, угольной и химической промышленностью, не исключает Чернявский. «В таких регионах может увеличиться поступление налога на прибыль», — говорит он. Налог на прибыль является одним из основных источников поступления доходов в региональных бюджетах. В 2012 году налог на прибыль принес регионам 25–30% от общего объема доходов.
Сейчас ожидания экспертов связаны в первую очередь с оживлением на мировых рынках. К середине года не исключен рост мировой экономики, и внешнеэкономическая ситуация для российских экспортеров улучшится, говорил ранее «Газете.Ru» главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «Мы ожидаем ускорения темпов роста мировой экономики с 2,7% в 2013 году до 3,7% в этом. В том числе за счет роста экономики в Китае более чем на 8% и в США — более чем на 3%», — уточнял он.
Однако на кардинальное улучшение ситуации в регионах вряд ли стоит рассчитывать по причине того, что сейчас текущих уровней ослабления рубля и ожидаемого роста внешнего спроса недостаточно для того, чтобы вернуть регионы к докризисным показателям, говорит старший научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Арсений Мамедов.
В 2013 году в консолидированные региональные бюджеты поступило 1,7 трлн руб. налога на прибыль. Это на 13% меньше по сравнению с 2012 годом.
В ряде регионов, к примеру в Тюменской области, поступления сократились критически — на 31,4%, подсчитали эксперты Центра развития ВШЭ. По итогам этого года вряд ли стоит ожидать существенного роста поступлений, несмотря на возможное усиление внешнего спроса и ослабление рубля, говорит Мамедов.
«Пока мы ожидаем, что в лучшем случае поступления останутся на уровне 2013 года», — считает эксперт.
В итоге для исполнения текущих обязательств регионам придется увеличивать свои расходы в условиях сокращения (или же отсутствия роста) доходов. В 2013 году доходы регионов в целом росли на 1%, расходы увеличивались на 6–7%, констатировал в конце прошлого года министр финансов Антон Силуанов. В этом году тенденция продолжится, не исключают эксперты.
Аналитики Центра развития прогнозируют увеличение доходов регионов в 2014 году примерно на 500 млрд руб., до 8,7 трлн руб. Однако относительно ВВП они сократятся с 12,3 до 12,1% ВВП. Расходы увеличатся почти на 700 млрд руб., до 9,53 трлн руб., или 13,3% ВВП.
Расходы увеличиваются в том числе из-за увеличения социальных обязательств. Регионы в текущих условиях вынуждены сокращать расходы на инвестиции, в 2013 году они сократились на 5%, говорится в докладе Высшей школы экономики.
Регионам придется увеличивать бюджетный дефицит и долговую нагрузку. Уже сейчас в структуре финансирования бюджетного дефицита основная часть — примерно 44% — приходится на «дорогостоящие и краткосрочные» банковские кредиты, говорит Чернявский. Существенно увеличилась доля бюджетных кредитов. Сейчас по уровню бюджетного дефицита к доходам самый высокий показатель зафиксирован в Чукотском автономном округе — 52%, в Тюменской области — 26% и в Краснодарском крае — 23%.
В регионах отношение госдолга к доходам бюджетов без учета межбюджетных трансфертов в 2013 году составило 30%. В Мордовии он превышает 160%, на Чукотке — 120%, еще в 14 регионах он превышает 70%, посчитали в Центре развития на основе данных Федерального казначейства.
В декабре 2013 года аналитики Standard & Poor's прогнозировали, что к концу 2016 года общий долг по облигациям российских регионов и муниципалитетов превысит 900 млрд руб., а расходы на его обслуживание уже к 2015 году вырастут в полтора раза. Прямой долг российских регионов увеличится до 3 трлн руб. в течение ближайших двух лет.