Правительство России планирует в ближайшее время списать 90% долга КНДР. Соответствующий законопроект «О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Корейской Народно-Демократической Республики об урегулировании задолженности Корейской Народно-Демократической Республики перед Российской Федерацией по предоставленным в период бывшего СССР кредитам» уже внесен на рассмотрение в комитет Госдумы по бюджету и налогам и доступен для чтения в электронной базе документов Госдумы.
Общий размер долга КНДР перед Россией составляет $10,96 млрд.
В случае ратификации соглашения правительство Северной Кореи будет обязано выплатить около $1,09 млрд 40 равными полугодовыми платежами в течение следующих 20 лет. Однако российский бюджет все равно не получит эти средства. Согласно двустороннему соглашению, все платежи, направляемые КНДР в счет погашения долга, пойдут на финансирование в КНДР проектов в здравоохранении, образовании и энергетики.
Основная часть долгов Северной Кореи была накоплена еще во времена СССР. Начиная с 1950-х годов Москва выделяла значительные средства на закупку вооружений, а также продуктов и товаров широкого потребления у стран Варшавского договора. После краха Советского Союза КНДР платежи по советским долгам прекратила, а переговоры об урегулировании долга продолжались около 20 лет.
Вплоть до 2007 года сторонам не удавалось договориться об условиях погашения займов, однако после предложения российской стороны о возможности списания части долга и предоставления рассрочки по уплате оставшейся суммы или погашения долга в виде инвестиций переговорный процесс получил новый толчок к развитию.
Для российского правительства списание долга КНДР является скорее политическим шагом в борьбе за новый рынок, нежели попыткой помочь экономике Северной Кореи.
«Суммы, выделенные в долг Северной Корее, были абсолютно «мертвыми», они никогда не были бы нам возвращены. Поэтому их проще списать и получить политическую выгоду, — говорит «Газете.Ru» заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики профессор Алексей Маслов. — Для России в связи с возобновившимся после нескольких лет переговорным процессом между двумя Кореями важно не отстать и зафиксировать свою позицию. Поэтому наша страна идет на такой шаг, как прощение своих долгов.
Таким образом Москва показывает, что России важно не контролировать КНДР за счет долгов и требований их возвращения (Китай действует противоположным образом), а общаться с Северной Кореей как с полноправным членом международного сообщества».
Сегодня Китай является основным торговым партнером КНДР. Пекин выделяет Пхеньяну значительные денежные средства в виде льготных кредитов на развитие северокорейской экономики, а также поставляя важные для экономики Северной Кореи товары.
Помимо торгового партнерства Китай выступает и в роли основного рынка сбыта немногочисленных товаров, производимых северокорейской промышленностью, а также предоставляет банковские услуги руководству КНДР. Пекин является и самым главным политическим союзником Пхеньяна.
Стремление России стать новым игроком в этом регионе, а также усилить позицию в Северной Корее вряд ли как-то изменит взаимоотношения КНР и России. «Мы уже сталкиваемся с Пекином в этом регионе. Китай все время рассматривает Северную Корею как свой потенциальный рынок и, самое главное, как способ воздействия на партнеров в этом регионе: на Южную Корею, на США, на Японию, — отмечает Маслов. — Но вряд ли наше экономическое присутствие в Северной Корее как-то изменит наши двусторонние отношения с КНР. В данном случае Россия скорее выражает свою политическую позицию по вопросу объединения Корей, противопоставляя себя ряду стран, экономически и политически поддерживающих Южную Корею».