Греция смогла добиться профицита бюджета раньше положенного срока. По последним подсчетам, в 2013 году первичный профицит (без учета расходов по обслуживанию долга) превысил €1,5 млрд, что втрое больше предварительных оценок. «Мы создали первичный профицит в 2013 году, хотя должны были добиться этого только в 2014 году», — сказал премьер-министр страны Антонис Самарас агентству AFP.
Данные пока тоже предварительные, окончательные в апреле 2014 года объявит Евростат. Это большой успех для страны, находящейся в кризисе. Бюджет Греции не видел первичного профицита более десяти лет.
Профицитным бюджет Греции не был даже в 1999 году, когда встал вопрос о ее вступлении в еврозону: пересчитанный по европейской методике, он оказался с дефицитом в 3,38% ВВП, то есть больше, чем допустимый по правилам (3%).
Это действительно хорошие новости для Греции, поскольку по договоренности с европейскими кредиторами после достижения первичного профицита они вернутся к обсуждению облегчения ее долга (увеличению срока выплат или понижению процентной ставки). Кроме того, Греция готовится вернуться на долговой рынок и положительный баланс в бюджете ей на руку.
Однако на фоне успехов в плане бюджетной дисциплины в Греции обостряется ситуация с безработицей — она достигла рекордных 28%, показала ноябрьская статистика.
Это худший показатель среди стран ЕС. По-прежнему особенно высок процент безработных среди молодежи. 61% греков в возрасте до 25 лет не имеют работы. Хотя данный показатель бывал и выше: летом 2013 года он находился на уровне 64,9%.
Одновременно в Греции наблюдается снижение доли теневой экономики. Что в данном случае косвенно свидетельствует не об улучшении, а об ухудшении ситуации для населения.
Греция — лидер ЕС по размеру теневой экономики (24% ВВП, данные Institute of Economic Affairs за июнь 2013 года). По прогнозу известного специалиста в вопросах теневой экономики, профессора Университета им. Иоганна Кеплера (Линц, Австрия) Фридриха Шнейдера, ее объем сократится до 23,6% в 2014 году. Речь идет о сокращении из-за падения оборота нелегальной торговли, а также уменьшения количества рабочих, получающих «серую» зарплату.
«Эта необычная тенденция наблюдается в переживающих сложные времена Греции, Португалии и Испании, — цитирует Шнейдера агентство Bloomberg. — Основное объяснение такое: когда нет денег, чтобы заплатить уборщице, то идешь и убираешь сам». Не исключено, что в Греции происходит увеличение действительно безработных за счет сокращения неформально занятых.
Рост безработицы и успех бюджета — две стороны одной медали, отмечают эксперты.
«Крайне высокий уровень безработицы в Греции на данный момент, к сожалению, неизбежен. Вместе с получением экономической помощи от Европы греки взяли на себя значительные обязательства по сокращению дефицита государственного бюджета. В частном секторе ситуация похожая. Компании вынуждены сокращать расходы, для того чтобы пережить период низкого спроса и сохранить приемлемые ставки фондирования. Безусловно, с ростом безработицы сокращаются доходы населения, что, в свою очередь, снижает спрос, круг замыкается», — объясняет аналитик инвестиционной компании Concern General Invest Иван Анашкин.
«Вместо того чтобы активно поддерживать занятость, наращивать производство и потихоньку выходить из рецессии, греческие власти под давлением Евросоюза, в первую очередь Германии, сконцентрировались на бюджетной дисциплине. По сути это порочный круг: сокращение расходов будет провоцировать рост безработицы, социальной напряженности, спада производства и углубления рецессии. Пока не произойдет смена курса с соблюдения бюджетной дисциплины на активное стимулирование бизнеса, Греция не начнет «выздоравливать», — полагает заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Дарья Желаннова. — Тот факт, что греческий парламент одобрил проект бюджета на 2014 год, предусматривающий очередные сокращения госрасходов на €3 млрд и рост ВВП на 0,6%, вообще выглядит оторванным от реальности».
Безработица вызывает опасения с точки зрения социальной напряженности. «Высокие показатели безработицы негативно влияют на социальную стабильность и могут привести к повышению уровня преступности», — напоминает Анашкин.
Впрочем, как уточняет замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников, сами безработные — социально инертная группа, они редко инициируют волнения и протесты.
«Все зависит от того, как люди воспринимают свое положение, — поясняет он. — Активные действия чаще исходят не от безработных, а от занятых, которые озабочены данными по безработице».
Разорвать порочный круг может повышение эффективности греческих компаний. «Повышение эффективности, сопряженное со снижением уровня долговой нагрузки, способно в итоге стать тем фактором, который позволит снизить безработицу до приемлемого уровня, а также вернуться к нормальным уровням роста», — считает Анашкин.