Социальная сеть «ВКонтакте» официально признана в Соединенных Штатах пиратским сайтом, сообщает управление торгового представительства США (USTR).
«ВКонтакте» — один из 22 сайтов, внесенных на этот раз в список пиратских (список пересматривается раз в год). Также пиратскими признаны известные торрент-трекеры Rutracker.org и Rapidgator.net. Этот перечень называют еще «списком 301». Ранее в него входила другая социальная сеть, «Одноклассники», но в этом году американские чиновники обошли ее своим вниманием.
Все сайты, попавшие в список, могут «наносить экономический ущерб правообладателям в США», а также «вред здоровью и безопасности пользователей и обеспечивают недостаточные гарантии неприкосновенности частной жизни потребителей».
США включают «ВКонтакте» в список пиратских сайтов уже четвертый год подряд.
Социальную сеть посчитали пиратской, так как американские власти выявили в ней наличие незаконно распространяемого контента. «В то время когда социальные сети могут служить благим целям, бизнес-модель этого сайта включает в себя незаконное воспроизведение и распространение в том числе музыки и другого контента через сайт и связанные с ним приложения», — говорится в пояснительной записке ведомства.
Но присутствие какого-либо сайта в черном списке не означает его немедленную и бесповоротную блокировку на территории США
Просто таким образом ведомство привлекает внимание соответствующих органов к интернет-платформам, которые считает незаконными, дабы усилить борьбу с пиратством.
Единственное, что может последовать после этого шага, так это давление на владельцев зон .ru и .com с целью поменять свое отношение к деятельности данных компаний, сказал «Газете.Ru» заместитель директора Координационного центра национального русского домена сети интернет Леонид Тодоров. По его словам, наличие сайта в списке означает, что они привлекались или могут в дальнейшем могут быть привлечены к ответственности за свою деятельность.
«ВКонтакте» пользуется популярностью как в России, так и в 11 окружающих странах, говорится в отчете американского ведомства. В США пользователи российского происхождения также активно пользуются «ВКонтакте», в частности для связи с соотечественниками и просмотра фильмов. Пользуются соцсетью и «коренные» англоязычные американцы, но их меньшинство, так как лидирующие позиции на местном рынке занимает Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), рассказал «Газете.Ru» один из заокеанских пользователей.
По данным аналитического портала Alexa, в США на «ВКонтакте» приходится 1,9% посетителей соцсетей, и по популярности среди порталов она занимает 379-е место. В России эта платформа вторая по посещаемости после поисковика «Яндекс». На ее долю приходится 66,3% аудитории рунета.
Ранее у соцсети в России возникало множество проблем с правообладателями, в том числе иностранными. Только в четверг арбитражный апелляционный отказал компании «Никитин Медиа Диджитал Контент», которая владеет правами на произведения Григория Лепса, во взыскании с «ВКонтакте» 750 тыс. руб. за воспроизведение десяти фонограмм Лепса.
В прошлом году «ВКонтакте» начала сотрудничать с некоторыми правообладателями, размещая на портале легальные версии фильмов, которые сопровождаются рекламными роликами. В частности, в конце года соцсеть достигла соглашения с компанией StarPro (ООО «Видео Контент»), эксклюзивно предоставляющей видеокаталоги российских музыкальных издательств, в том числе студии «Союз» и Национального музыкального издательства. В их каталоги входят клипы Филиппа Киркорова, Валерия Меладзе, Тимати, Ивана Дорна и т.д.
Но договориться удалось пока не со всеми правообладателями. В декабре судебные иски к «ВКонтакте» начали готовить компании Sony, EMI и Warner.
К легализации контента соцсеть готовилась уже давно. Компания Gazprom-Media Digital в декабре 2013 года договорилась о продаже на эксклюзивной основе видеорекламы в плеере «ВКонтакте».
Но во «ВКонтакте» также просматривают и легальное видео. В 2014 году по мере подключения партнеров с лицензионным контентом объем видеотрафика в новом сервисе «ВКонтакте» может составить до 20 млрд показов видео от правообладателей, прогнозировали в GPMD.