Минэнерго рассматривает возможность изменить налог на добычу нефти в соответствии с моделью, которая предусмотрена для газа.
Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов в среду заявил, что министерство внимательно следит за ситуацией с газовым НДПИ и этот подход, возможно, будет принят для нефтяной отрасли.
Весной прошлого года Минфин опубликовал проект расчета нового газового НДПИ, который должен вступить в силу с июля 2014 года. Согласно поправкам, предложенным Министерством финансов, налог на добычу газа станет нефиксированным и будет рассчитываться по формуле, которая включает в себя такие параметры, как ценовая конъюнктура на рынках сбыта, стоимость транспортировки, сложность добычи и экономическая эффективность проектов. Базовая же ставка НДПИ, на основе которой будет рассчитываться налог, составляет 35 руб. за 1 тыс. кубометров природного газа и 42 руб. за 1 тонну газового конденсата.
Предполагается, что введение формулы позволит более гибко регулировать ставку в зависимости от конъюнктуры рынка. Однако эксперты отрасли ранее неоднократно указывали, что при отсутствии четко установленных размеров налога компаниям будет сложнее прогнозировать свой бюджет и расходы. Кроме того, формула является комплексной, учитывающей большое количество параметров. Из-за этого не только могут возникнуть сложности с администрированием, так как у каждого месторождения своя специфика, но и появляется возможность для манипуляции показателями. Дело в том, что многие данные, которые должна учитывать новая схема расчета НДПИ (например, запасы того или иного месторождения и доля газового конденсата в этих запасах), являются закрытыми и расчет многих параметров отдан на откуп самим недропользователям. Из-за этого государству может быть сложно контролировать порядок налоговых выплат, что чревато налоговыми разбирательствами.
Что касается НДПИ на нефть, в прошлом году правительство осуществило так называемый налоговый маневр. Он подразумевает, что экспортная пошлина на нефть постепенно снижается, а НДПИ — постепенно растет. Новая система вступила в силу с начала 2014 года. Предельная ставка экспортной пошлины на нефть снижается в 2014 году с 60% от разницы между средней ценой нефти за месяц (с 15-го числа) и базовой ценой в $182,5 за 1 тонну до 59%, в 2015 году — до 57% и в 2016 году — до 55%. В то же время предлагается повысить базовую ставку НДПИ на нефть — в 2014 году с 470 руб. до 493 руб., в 2015 году — до 530 руб. и в 2016 году — до 559 руб.
При этом в январе 2014 года нефтяники из-за налогового маневра, по данным Bloomberg, уже потеряли около $150 млн. Это связано с тем, что Минэкономразвития рассчитало и опубликовало параметры январских экспортных пошлин без учета налогового маневра, предусмотренного с 2014 года, так как на момент публикации ставок в декабре отсутствовало нормативное оформление мероприятий налогового маневра, предусмотренного федеральным бюджетом. Соответствующее постановление было утверждено правительством 3 января. То есть НДПИ в январе вырос, а пошлины не снизились. Во вторник вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что правительство обсуждает вопрос о выплате нефтяникам компенсации.
«Новый вариант НДПИ — это промежуточная мера, по сути, суррогат налога на прибыль, которым давно предлагают заменить НДПИ нефтяники», — комментирует аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.
Он напомнил, что точечно нефтяным компаниям льготы по НДПИ уже предоставляются, например, снижен налог на добычу трудноизвлекаемой нефти, обнулена ставка НДПИ для сверхвязкой нефти, кроме того, НДПИ зависит от выработанности месторождений (чем больше степень выработанности, тем ниже налог).
О замене НДПИ налогом на прибыль (он же налог на дополнительный доход) нефтяники говорят уже несколько лет. В мае прошлого года Минэнерго обещало, что переход на НДД состоится уже к 2016 году. Смысл НДД в том, что его ставка дифференцируется в зависимости от уровня добычи на каждом конкретном месторождении за определенный период.
Компания, которая только начала вести добычу на месторождении (в этот период наиболее велики капитальные затраты на проект), платит НДД меньше, чем компания, вышедшая на пик добычи. На поздних стадиях разработки налоговая нагрузка должна быть вновь снижена, что позволит компаниям интенсивнее использовать методы увеличения нефтеотдачи и повысить коэффициент извлечения нефти.
«Роснефть» активно принимала участие в обсуждении новых норм, мы удовлетворены достигнутым результатом, — заявили «Газете.Ru» в компании. — Важно отметить, что в рамках дискуссии позиция «Роснефти» была учтена». Представитель крупнейшей в России частной нефтяной компании --«ЛУКойла» — был недоступен для комментариев.
По словам Александры Суслиной из Экономической экспертной группы, в прошлом году нефтяники в рамках выплат НДПИ перечислили в бюджет 2,192 трлн руб. (16% федерального бюджета). Показатели газовой отрасли значительно скромнее — 311,17 млрд руб. (2,4%).
«Идея введения комплексной формулы для расчета НДПИ окончательно убьет прозрачность в подсчете налоговых выплат, — предупреждает Суслина. — Каждое месторождение будет просчитываться отдельно, и рассчитать выплаты в бюджет в целом станет практически невозможно».
Суслина также напомнила об уже существующих льготах для нефтяников, причем отметила, что они касаются не только НДПИ, но и экспортных пошлин (для новых месторождений). «Не очень понятно, что будет с этими льготами, если введут формулу, — указывает эксперт. — Если существующие льготы решат отменить, то не факт, что нефтяники получат хоть какое-то снижение налогового бремени».