Рейтинг Украины вновь понижен — международное агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг облигаций в иностранной валюте сразу на две ступени, с В- до CCC. Об этом агентство сообщило в пятницу, 7 февраля. Рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне B-. Прогноз по рейтингу — «негативный». По шкале Fitch рейтинги группы В означают наличие определенных кредитных рисков и ограниченный запас прочности.
Но группа ССС говорит уже о том, что дефолт эмитента оценивается как реальная возможность, а способность выполнять финансовые обязательства полностью зависит от деловой или экономической конъюнктуры.
Рейтинг был понижен в экстренном порядке. Агентство не стало дожидаться 28 февраля, когда должен был быть объявлен новый рейтинг. «События в Украине оправдывают отступление от графика, — пишет Fitch. И объясняет, что «имеет место существенное изменение кредитоспособности эмитента», которое «делает нецелесообразным ожидание даты следующего запланированного пересмотра».
Это уже второе понижение рейтинга Украины с начала февраля. 1 февраля агентство Moody's понизило долгосрочный рейтинг облигаций Украины на одну ступень, с Caa1 до Caa2, прогноз «негативный». По шкале Moody's это означает, что бумаги Украины «низкого качества и очень высокого кредитного риска». Агентство объясняло понижение «нарастанием социальной и политической напряженности в стране и связанным с этим риском серьезного административного кризиса и/или продолжительного периода политической неопределенности». Кроме того, агентство отмечало резкий рост спроса на иностранную валюту со стороны населения на фоне политического кризиса и повышенную неопределенность в отношениях поддержки со стороны России.
Еще раньше последний представитель «большой тройки» рейтинговых агентств — международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочные и краткосрочные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной валюте с В-/B до CCC+/C.
Несмотря на то что в последнее время авторитет рейтинговых агентств все чаще ставится под сомнение, понижение рейтинга остается неприятной новостью. «До кризиса многие предпочитали целиком положиться на рейтинги — это действительно удобно для того, чтобы иметь возможность быстро сопоставить экономическое положение разных стран, этим пользуются международные организации, инвесторы. И многие пользуются рейтингами до сих пор. Да, этот механизм несовершенен, но ничего лучше пока не придумали», — говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
«Любое понижение рейтинга воспринимается плохо. Но изменение рейтинга играет существенную роль, когда речь идет об уровне в районе инвестиционного. Когда же рейтинг давно неинвестиционный, важно, когда он начинает подбираться к дефолтному уровню», — говорит старший научный сотрудник Института «Центр развития» Сергей Пухов.
Он уточняет, что дефолт рейтинговые агентства выставляют, как правило, уже по факту неплатежей.
Новое понижение рейтинга не окажет резкого влияния на оценку Украины как заемщика. «Ставки по займам для страны уже запредельные. В этой ситуации выручают только соседи», — отмечает Пухов. В декабре 2013 года Россия договорилась с Украиной о покупке ее ценных бумаг на $15 млрд за счет Фонда национального благосостояния. Из них уже перечислены $3 млрд.
Эксперт считает, что решения рейтинговых агентств не изменят условий, на которых Россия предоставила кредит Украине.
«Это же нерыночный кредит, если бы Россия исходила из рейтинга, то условия были бы другие. Но Россия в данном случае заменяет МВФ и даже готова поменять законодательство, чтобы кредитовать Украину. Хотелось бы, чтобы эти деньги не были невозвратными, а они могут такими стать как по политическим, так и по экономическим причинам. И если на политические причины повлиять сложно, то экономические Россия может стремиться проконтролировать и требовать отчета о том, как используются эти деньги», — комментирует Пухов.
По одной из версий, которую высказал лидер политического объединения УДАР Виталий Кличко, залогом по кредиту выступала газотранспортная система Украины. Но даже это сейчас не может гарантировать, что Россия избежит потерь.
«Эти деньги давались не просто так, — убежден глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. – Путин не такой политик, чтобы просто из братских чувств дать деньги бедному украинскому народу. Наверняка Янукович давал обещания, но выполнить их теперь не может. Его слово сейчас уже ничего не стоит. Он понимает, что быть в политике ему осталось недолго и думать ему нужно о том, как в 15 году не оказаться в тюрьме». В этой ситуации кредитование Украины становится весьма сомнительным.
«Самое драматичное в этой ситуации, что там просто не с кем вести диалог. Не кому и незачем давать деньги», — считает политолог.
Что касается уже выделенных $3 млрд из $15 млрд, то шансы на то, что их вернут, по мнению Симонова, не велики. «Этих денег уже нет. Куда они пошли не понятно. И спросить уже не с кого. Это же не кредит МВФ, который выдается под какие-то структурные изменения», — объясняет он.
Пока Россия пытается если не управлять использованием выданных Украине средств, то хотя бы с их помощью вернуть старые. Так, Москва еще не перечислила второй транш ($2 млрд) финансовой помощи Украине, поскольку ждет, пока Киев расплатится за российский газ.
«Мы ждем выполнения обязательств украинской стороной по расчетам за газ. Сумма там немаленькая. В конце января должна была быть оплата, она пока не осуществлена. Мы бы хотели, чтобы мы вместе выполняли наши обязательства», — объяснил министр финансов Антон Силуанов. Речь идет о старом долге, пояснил он, срок реструктуризации которого наступил 25 января. «За этот год, насколько мне известно, выплата идет в соответствии с графиком», — уточнил министр. На начало февраля долг Украины за газ составлял $3,4 млрд.