Министерство промышленности и торговли предлагает пересмотреть программу финансирования производства отечественной авиатехники. Согласно разработанному Минпромторгом проекту «О внесении изменений в ФЦП «Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года», в следующем году финансирование авиационных проектов будет уменьшено на 5,3%, а планы по производству авиатехники на 2014–2015 годы снижены на 30%, с текущих 83 единиц до 58.
В федеральной целевой программе (ФЦП) предлагается сконцентрироваться на шести приоритетных авиапроектах: ближнемагистральном Sukhoi Superjet 100, ближнесреднемагистральном «Иркут МС-21», а также на перспективном проекте нового самолета под названием «Самолет-2020». В сегменте винтокрылых машин поддержку получат проект перспективного многоцелевого вертолета Ка-62, разрабатываемый ОАО «Камов», многоцелевой вертолет средней дальности Ми-38, а также программа перспективного скоростного вертолета (ПСВ), предполагающая параллельную разработку двух аппаратов — Ми-Х1 конструкторского бюро Миля и Ка-92 конструкторского бюро Камова.
Финансирование перспективных проектов самолетов подвергнется серьезному пересмотру. На завершение НИОКР по проекту Sukhoi Superjet в 2014 году предлагается выделить вместо ранее запланированных 900 млн руб. только 624 млн. В 2015 году объем финансирования еще больше уменьшится: с 780,7 млн руб. до 580,67 млн. Затраты на «Иркут МС-21» будут сохранены, правда, 650 млн из запланированных 17,7 млрд руб. будут перенесены с 2014 года на 2015-й. В итоге финансирование проекта нового ближнесреднемагистрального самолета на этот год составит всего 15,5 млрд руб. Бюджет на создание «Самолета-2020» также подвергнется сокращению: в 2014 году на него выделят 685 млн руб. вместо ранее обещанных 785 млн, а в 2015-м финансирование проекта сократится вдвое и составит всего 1,48 млрд руб.
Всего по федеральной целевой программе на развитие гражданской авиатехники России предлагается потратить в 2014 году 43,2 млрд руб. вместо 45,5 млрд, а в 2015 году — 45,9 млрд руб. вместо 48,42 млрд руб.
Это уже не первая корректировка планов по производству российской авиатехники в следующие два года. В декабре 2013-го правительство приняло решение сократить выпуск самолетов и вертолетов с 100 единиц до 83.
Таким образом, в случае принятия новой редакции федеральной целевой программы планы по производству авиатехники на 2014–2015 годы сократятся более чем на 40%.
Внесение Минпромторгом изменений в федеральную программу продиктовано объективными причинами, отмечают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. «Можно предположить, что эта коррекция связана с той динамикой продаж, которая прогнозируется, с портфелем и прогнозом заказов», — сказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. «Речь идет просто о приведении цифр, которые были в прошлой редакции ФЦП, в соответствие с объективной реальностью, — соглашается независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. — Пересмотр производственных показателей происходит уже не первый раз и даже не второй. Мы уже с 2010 года должны были производить по 60 авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 в год. Естественно, что по факту темпы производства пересматриваются.
Фактически в России SSJ-100 производятся мелкосерийно и Ан-148 — эпизодически, вся остальная авиатехника, несмотря на то что в программе она есть, по факту не производится».
Сейчас ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 является чуть ли не единственным отечественным проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке составила более 53%. Другие проекты отечественных авиапроизводителей находятся только на стадии разработки.
«Проект «Самолета-2020» не понятен ни для кого. Даже не только что это такое, а что это за концепция. МС-21 действительно разрабатывается. Однако сроки реализации его несколько сдвигаются (сама ОАК этого не подтверждает). Тот же Ан-148 должен был производиться куда более быстрыми темпами. Но пока все достаточно плохо. Есть еще Ту-204СМ, но он не только не пошел в серию, он даже в производство не пошел», — сетует Крамаренко.
Проект Ту-204МС — модернизированной версии среднемагистрального пассажирского самолета, разработанного еще в начале 1990-х в ОКБ Туполева, — может и не увидеть свет. В начале февраля Межгосударственный авиационный комитет (МАК) заявил, что рассматривает возможность остановки сертификата производства «в связи с вскрытым дефектом силовой конструкции стабилизатора на этих самолетах».
О наличии проблем в авиастроении говорят и в Минтрансе. «У нас дефицит самолетов отечественного производства, — говорил в интервью «Газете.Ru» министр транспорта России Максим Соколов. — Только в прошлом году их было произведено 16, с учетом и Ту-204, и Ан-148, и Superjet. В следующем году, наверное, эта цифра будет чуть больше, порядка 30».
Пока Минпромторг, несмотря на сокращение затрат, еще в состоянии поддерживать отечественных производителей. Однако ситуация может резко ухудшиться в последующем. «Вступление в ВТО наложило серьезные ограничения на возможности правительства использовать те или иные механизмы поддержки промышленности, — говорит Олег Пантелеев из «Авиапорта». — Сегодня Минпромторг не может уже закладывать на, предположим, 2016 год прямое бюджетное финансирование опытно-конструкторских работ по самолету или вертолету. Можно будет финансировать научно-технический задел, причем, по сути, это будет происходить через авиационную науку, а все остальное — только с использованием так называемого возвратного бюджетного финансирования и других форм, не противоречащих требованиям ВТО».