На фоне чистки банковской системы ЦБ стал активнее присматриваться к контенту в интернете, в том числе к так называемым черным спискам, получившим широкое распространение на различных сайтах и в соцсетях. Замначальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев в четверг заявил, что Банк России планирует разработать рекомендации по контролю контента соцсетей, содержащего информацию о банках.
«Сейчас это крайне актуально, так как негативная недостоверная информация, которая распространяется через социальные сети, может нанести прямой вред деятельности кредитной организации», — сообщил Сычев на конференции «Инфофорум» (цитата по ИТАР-ТАСС)
Однако о цензуре пока речи не идет. Пока что предложения носят рекомендательный характер. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Центробанка, технический комитет 122 (ТК122) занимается формированием стандартов информационной безопасности для внутреннего использования в банках. «Целью разработки стандартов и рекомендаций, составляющих комплекс документов, является методическая помощь организациям банковской системы по противостоянию угрозам информационной безопасности, которые могут иметь негативные последствия и повлечь за собой операционные, репутационные и иные риски», — сообщили в ЦБ.
В регуляторе опасаются утечки информации, содержащей коммерческую тайну, а также массовых недостоверных публикаций негативного характера, которые в последнее время встречаются все чаще.
Соцсети часто используются «как наиболее удобный инструмент оперативного распространения» такой информации, сетуют в ЦБ.
Такому проявлению недобросовестной конкуренции Центробанк уже готовится противостоять. «Основная форма противодействия – это выявление подобных сообщений и адекватное реагирование на них в рамках существующего законодательства», — считают в регуляторе. Сейчас каждая организация сама принимает решение по подобным инцидентам, однако проблема носит системный характер, говорят в ЦБ, поэтому там намерены систематизировать опыт банков, а по результатам обобщения сформировать рекомендации, применение которых для банков будет добровольным.
«Любое неправомерное опубликование информации подлежит защите, то есть сама кредитная организация может обратиться в суд и подать иск о клевете, — возражает партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов . — Особой охране подлежит коммерческая либо банковская тайна». По его словам, принятие дополнительных мер для регулирования этого процесса нецелесообразно.
Однако некоторые банкиры так не считают. Как рассказал «Газете.Ru» глава одного из банков, ставшего жертвой распространения негативной информации в соцсетях, банку удалось провести собственное расследование и выявить заказчика, в чьих интересах был опубликован компромат: им оказался заемщик банка. Однако доведение этой истории до логического конца – обращения в суд — шло вразрез с долгосрочными интересами банка, поскольку СМИ могли сделать «еще больше шума». Другой крупный банкир рассказывает, что липовые «черные списки» распространяют те банки, которым грозит отзыв лицензии с целью ее предупредить, замешав в историю с возможным отзывом крупных и надежных игроков. Такие истории не редкость. «Очень часто такие события в соцсетях представляют собой информационное рейдерство», — уверен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
При этом топ-менеджер другого банка считает, что ЦБ сам «заварил эту тему со списками» и сейчас пытается как-то сдерживать панику.
Регулятор в последние время проводил достаточно агрессивную политику по чистке банковского сектора — лицензий лишились несколько десятков банков.
«В ряде регионов представители крупных банков обвинялись в распространении недостоверной информации о банках-конкурентах», — напоминает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий,– Поэтому усиление контроля за распространением недостоверной информации про банки кажется разумной идеей, но когда дело дойдет до реализации, возникнет много вопросов». Специфика интернета позволяет свести на нет эффективность этой затеи, ведь интернет позволяет сохранять анонимность, говорит он.
Дело в том, что для того, чтобы качественно отслеживать информацию в соцсетях, нужно специальное программное обеспечение.
«Сейчас такие системы мониторинга имеются у соцсетей, но используются редко и не в автоматическом режиме, в частности они используются для выявления материалов экстремистского характера», — рассказывает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казирян.
Получить оперативный комментарий от представителей Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), «ВКонтакте» и «Одноклассников» на это счет не удалось.
В последнее время Центробанк часто интересовался интернетом и находил в нем возможные угрозы. Больше всего досталось биткоинам: ЦБ заявил, что криптовалюта может использоваться для отмывания денег и финансирования терроризма. Вероятно, потому, что биткоины ставят под вопрос одну из главных функций ЦБ – эмиссионную. Кроме того, ЦБ поддержал законопроект, в рамках которого депутаты Госдумы предлагают дополнить перечень оснований для досудебной блокировки сайтов публикациями ложных сведений о банках, кредитных и страховых компаниях и других финансовых организациях, бумаги которых торгуются на бирже.