Покупать валюту уже поздно, и в ближайшее время цены на продукты и товары будут расти. Эксперты и участники рынка, опрошенные «Газетой.Ru», советуют совершить сейчас отложенные покупки, к примеру, телевизоров или бытовой техники: цены на такие товары будут расти быстрее других.
Если накоплений не так много, то при панических настроениях можно больше потерять на обменном курсе. Сегодня, например, в одном банке «Газете.Ru» сказали, что выставили ценник выше ЦБ на 60 копеек, и люди покупали. «Но кто гарантирует, что вы продадите по той же цене, что и купили?» — говорит аналитик брокерского дома «Открытие» Андрей Кочетков.
«Россиянам уже поздно бежать в обменники, но можно воспользоваться хотя бы той ситуацией, что ценники в крупных магазинах еще не успели поменять, — говорит Кочетков.
— Можно, например, купить то, что давно планировалось: холодильник, телевизор, компьютер, если какие-то деньги откладывались конкретно на эти покупки».
Падение рубля неизбежно приведет к росту потребительских цен, минимум на 5%. «Ухудшение платежного баланса и глобальная турбулентность могут привести к пятипроцентному обесценению рубля относительно нашего текущего прогноза среднегодового курса, равного 36,9 руб./корзина, — говорят аналитики «Уралсиба». — В случае если рубль продолжит дешеветь, потребительская инфляция может дополнительно прибавить 0,5–0,6 п.п., что приведет к росту потребительских цен на величину, соответствующую целевому уровню ЦБ (5%), и не позволит смягчить монетарную политику во втором полугодии 2014 года».
Только за январь 2014 года индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 0,5%. В аналогичном периоде прошлого года ИПЦ рос быстрее — на 0,8%. Темпы недельной инфляции в период с 13 января по 27 января 2014 года резко увеличились, до 0,1%. Аналитики Сбербанка рассчитывают, что ускорения инфляции из-за ослабления рубля не будет.
Во втором квартале, когда в Россию поставляют особенно много зарубежных плодово-овощных культур, цены на продукты особенно чувствительны к курсу рубля, предупреждают аналитики Сбербанка.
«Во втором квартале зависимость цен от валютного курса обычно растет, поскольку увеличивается доля импортной плодоовощной продукции в структуре потребительской корзины», — говорится в отчете Сбербанка.
Директор центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева уточняет, что повышение цен на импортные продукты будет еще не скоро: поставщики, как правило, для расчетов используют внутренний курс, завышенный. «Импортеры редко работают от текущего курса. У них есть свой курс, который они изменяют постепенно, поэтому, возможно, в плане импорта мы уже давно живем при курсе 35 рублей за доллар», — говорит она.
Однако часть импортеров могут поддаться негативным настроениям и поторопиться повысить внутренний курс, который приведет к росту потребительских цен, предупреждает Цепляева.
«Настроение рынков и населения влияет на импортеров, и они были бы не против менять курс в сторону роста доллара быстрее, — говорит она. — Но желания поставщиков упираются в ограничение спроса, поэтому в случае резкого повышения цен на импортируемую продукцию потребители могут отказаться от покупки предлагаемого им товара».
«Заметное конечному потребителю изменение цен на импортную продукцию произойдет в срок от одного до шести месяцев, в зависимости от конкретного сектора торговли. Срок увеличения цен для разных секторов торговли будет варьироваться — он зависит от возможности иметь торговые запасы и от принятой в секторе долгосрочности контрактов», — прогнозирует Евгения Шалихманова, партнер практики «Инвестиционное консультирование» Консалтинговой группы «НЭО Центр».
Ожидать повышения цен на потребительские товары можно через месяц. В краткосрочной перспективе повышение составит 1–2% к потребительской инфляции, говорит генеральный директор InfoLine Михаил Бурмистров.
«Повышать стоимость на товары будут поставщики. По стандарту работы торговых сетей поставщики обязаны предупреждать о повышении стоимости на товары приблизительно за месяц», — говорит Бурмистров. Повышение цен коснется как импортных товаров, так и отечественных, в которых велика доля импортных составляющих, объясняет эксперт.
Торговые сети пока не торопятся прогнозировать рост цен на продукты, а небольшие изменения объясняют сезонными факторами. «На продукты питания цены пока не менялись. Если и есть какая-то динамика, то под воздействием сезонных и конкурентных факторов», — говорит директор по внешним связям «Дикси» Екатерина Куманина.
Во многих российских продуктах используется импортное сырье, упаковка. Значит, производитель неизбежно ощутит колебания курса, что рано или поздно повлияет на розничную цену, говорит Куманина. Но она надеется, что девальвация окажет незначительное влияние на рынок.
Рестораны могут отреагировать на курс и соразмерно поднять свои цены, но это относится в первую очередь к уникальным категориям продуктов, поставляемым из-за рубежа. «Если цены не повышать, издержки отразятся на нашей доходности, мы будем вынуждены либо заменять импортные продукты отечественным аналогом (и здесь будет уже идти речь о его качестве), либо каким-то образом убирать эти продукты из меню», — объясняет ресторатор Роман Рожниковский. Кое-кто уже заранее страхуется от скачков курса. Например, выросли цены на весь кофейный ассортимент в кондитерской «Волконский». Чашка кофе латте на этой неделе подорожала на 10% — с 200 до 220 руб.
Уже повысились цены на авиабилеты.
«Произошло курсовое повышение цены на авиабилеты, эта цена может быть скорректирована, если в дальнейшем произойдет понижение курса, — говорит эксперт по транспорту Дмитрий Горин.
— В среднем за неделю курс евро изменился на 2 руб. К примеру, если человек летит в Латинскую Америку за €1 тыс., то такой билет подорожал на 2 тыс. руб».
«Международные перевозки сопряжены с расходами в иностранной валюте. В международных системах бронирования платежи должны быть в иностранной валюте, в то время как российские покупатели расплачиваются в рублях. Существует курс пересчета, который устанавливается официально, и в соответствии с ним меняются рублевые тарифы», — рассказывает глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Повысятся цены и на туристические путевки, которые с самого начала рассчитываются в иностранной валюте, говорит председатель отраслевого отделения по туризму «Деловой России» Алексей Парфененок. «Цены с поставщиками услуг подписаны в валюте поставщика, то есть в долларах или евро. Расчет себестоимости идет исходя из текущего курса, если он меняется — сумма быстро пересчитывается и выставляется новый счет. Допустим, тур в Таиланд стоил $1 тыс., но теперь вы вместо 32 тыс. руб. заплатите 35 тыс. На любом сайте туроператора есть примечание, что цена указана в соответствии с текущим курсом».