Китай беспокоит
Инвесторы обеспокоены замедлением экономического роста Китая. Об этом свидетельствуют данные опроса подписчиков новостного агентства Bloomberg, среди которых руководители крупных хедж-фондов, а также трейдеры и аналитики инвестиционных банков. Согласно опросу, 33% респондентов видят в снижении темпов экономического роста Китая главную угрозу для стабильности мировой экономики. Текущее состояние китайской экономики не внушает оптимизма и инвесторам: только 13% опрошенных сказали, что положение в экономике Китая улучшается, против 36% тех, кто придерживается противоположного мнения.
Опасения инвесторов вызваны недавно опубликованными данными о состоянии китайской экономики. Согласно годовому докладу Главного статистического агентства КНР, рост ВВП Китая за четвертый квартал 2013 года составил 7,7%. Даже такое, казалось бы, незначительное снижение темпа (в прошлом году рост составил 7,8%) вызвало испуг на рынке. Это стало самым низким показателем за последние 14 лет.
Подобный рекордно низкий показатель последний раз был зафиксирован в 1999 году, тогда он составлял 7,6%.
С тех пор темпы роста неуклонно повышались, составив 10,1% в 2004 году и 14,2% в 2007 году. Такой бурный рост позволил КНР в 2010 году выйти на второе место в мире по объему ВВП после США.
Прогнозы насчет темпов роста ВВП Китая на ближайшие несколько лет разнятся. Это только подогревает опасения специалистов. Согласно относительно оптимистичным прогнозам Всемирного банка, Китай пребывает в состоянии стабильного и устойчивого роста, в связи с чем ВВП Китая в настоящем году прирастет на 7,7%, а в 2015–2016 годах — на 7,6%. Более пессимистичный вариант дает Международный валютный фонд: в 2014 году рост ВВП Китая снизится до 7,3% и далее только продолжит замедляться. Уже к 2017 году он снизится до отметки 7% и в дальнейшем превысит ее.
Вызывают беспокойство и темпы роста промышленного производства. Деловая активность в перерабатывающей промышленности Китая в январе снижается, свидетельствует значение индекса менеджеров закупок HSBC/Markit. Значение этого индекса за январь составило 49,6 пункта — против финальных 50,5 в декабре прошлого года. Такие показатели (ниже 50) означают, что деловая активность снижается.
Китай значит больше, чем США
Такое большое внимание к китайской экономике не случайно, указывают аналитики. «Китайская экономика значит для глобальной экономики больше, чем экономика Соединенных Штатов, — рассказывает «Газете.Ru» начальник отдела анализа рынков ФК «Открытие» Константин Бушуев. — Сегодня Китай — это и основной генератор спроса на сырье, и создатель новых цепочек на развивающихся рынках».
Выводы о состоянии экономики КНР должны основываться не только на показателях ВВП и темпах роста промпроизводства, уверены в экспертном сообществе. «Есть стандартная, так называемая угрожающая цифра, — говорит заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов, — ниже которой Китай теоретически не может упасть, — это 6%. Считается, что это ровно тот темп роста ВВП, который КНР должна поддерживать, чтобы сохраняться как минимум на нулевой отметке. Эти 6% будут уходить на обслуживание китайской экономики». Однако стоит учитывать, что ВВП — довольно лукавая цифра, она не отражает реального состояния экономики. Экономика по инерции может катиться некоторое время вперед даже тогда, когда негативные тенденции в экономике резко усилились. Это и есть случай Китая, продолжает Маслов. «Поэтому большинство биржевых и экономических аналитиков смотрят не на ВВП, а на целый ряд других параметров. Например, на индекс Джини, на рост стоимости жилья за квадратный метр», — говорит эксперт.
Однако экономические перипетии — не только фобия западных аналитиков. В самом Китае это ощущается прямо на улице. За последние три года серьезно взлетели цены на целый ряд ранее дешевых товаров, таких как одежда, обувь и электронные гаджеты. При этом предлагаемый на рынке ассортимент, наоборот, уменьшился.
Корреспондент «Газеты.Ru», находящийся в КНР, отмечает, что в крупных городах, таких как Пекин и Шанхай, ощутимо подорожали продукты питания, с полок исчезли многие ранее известные бренды. Цены в ресторанах и кафе за три года возросли почти в два раза, а в некоторых из них сложился комичный для европейских покупателей дефицит бумажных салфеток, которые предприимчивые владельцы ресторанов начали предлагать своим клиентам за дополнительную плату. Рынок жилья в крупных городах пережил настоящий бум роста цен, при том что большинство новостроек не заселено и наполовину.
В любом случае теперь дешевизна жизни в Китае — это не более чем миф.
Учитывая накопившиеся за последнее десятилетие внутренние проблемы китайской экономической системы, сохранение положительной динамики роста будет сопряжено с рядом серьезных трудностей. Так, Алексей Маслов указывает на такие проблемы, как нарастание кризиса в банковской сфере, связанное с этим финансированием крупных инфраструктурных проектов, повышение ряда социальных обязательств государства перед обществом. «Если Китай не сможет сейчас решить эти проблемы, тогда действительно можно будет ожидать падения роста экономики до критических значений», — резюмирует Маслов.
Реформы с помощью КГБ
В качестве средств борьбы с растущими проблемами в национальной экономике в конце прошлого года Коммунистической партией Китая был выдвинут ряд экономических реформ. По мнению руководства КНР, которое было оглашено в рамках проходившего в Пекине 3-го пленума XVIII съезда КПК, реформы повысят эффективность экономической системы и благодаря жесткому контролю со стороны Пекина уничтожат многие коррупционные схемы в регионах, сложившиеся в последние десятилетия. Предполагается, что в ближайшее время китайский ЦБ ослабит свое давление на рынок, позволив игрокам проявлять большую самостоятельность. Пересмотру подвергнется и стратегия в отношении распределения средств между центральным и региональными бюджетами. Пекин даст больше прав и возможностей региональным властям в определении бюджетной политики, а также усилит контроль над выполнением важных для страны крупных региональных проектов.
Изменения затронут и квазигосударственные корпорации. Контроль над расходованием ими средств будет усилен, а поступающие от них налоговые отчисления в бюджет заметно повысятся. Работа топ-менеджмента госкомпаний также будет взята под особый контроль, а зарубежные поездки руководителей будут осуществляться только с санкции властей страны.
Постепенная реализация принятых пленумом мер будет контролироваться двумя особыми рабочими группами — комитетом государственной безопасности и руководящей группой «проведения глубоких реформ». В течение ближайших месяцев руководящая группа должна разработать детальный план необходимых реформ, основываясь на «предложениях населения», а также оценке конкурентоспособности регионов. Со своей стороны, китайский КГБ обеспечит ход реформ в регионах, а также будет следить за борьбой с коррупцией в рамках их реализации. На состоявшемся на днях пленарном заседании директор Главного статистического агентства Ма Цзяньтан отметил, что «благодаря такой политике макрорегулирования, проводимой правительством страны, экономика Китая уже начала стабилизироваться и самоочищаться». Однако вполне очевидно, что предпринимаемые структурные изменения, призванные привнести в систему изменения на качественном уровне, вряд ли смогут подействовать за один день.
Параллельно с экономическими реформами идет активная борьба с злоупотреблениями чиновников. «Помнить о чести и бережливости, стыдиться экстравагантного поведения» призывает государственных служащих председатель КНР Си Цзиньпин. Словам убеждения сопутствуют и репрессивные меры. В 2013 году было наказано 182 тыс. чиновников, что на 13% больше, чем годом ранее.
«Реальной отдачи можно ожидать в лучшем случае лишь к середине-концу 2014 года, а в реальности они дадут эффект только в долгосрочной перспективе, то есть в 2015–2016 годах», — говорит «Газете.Ru» Алексей Маслов.
«С проблемами столкнутся очень многие российские компании»
Пока же замедляющаяся китайская экономика вызывает больше всего беспокойства в странах — экспортерах природных ресурсов. КНР занимает закономерно высокое место среди мировых потребителей сырья. Согласно годовому статистическому отчету BP, в 2012 году КНР располагалась на втором месте после США по потреблению нефти с показателем 10,22 млн баррелей в день, на четвертом месте после США, России и Ирана по потреблению природного газа с показателем 143,8 млрд куб. м в год. Рост потребления нефти в Китае за 2012 год составил всего 5%, однако и такой прирост оказался наивысшим среди других стран. В свою очередь, рост потребления газа составил 9,9%. Помимо этого в 2012 году Китай впервые стал потреблять больше половины всего добываемого в мире угля, его доля в потреблении таких видов сырья, как первичный никель, рафинированная медь, платина и палладий, составила 44, 41, 26 и 22% соответственно. И замедление естественным образом внесет коррективы в этот расклад.
Возрастающее присутствие Китая на сырьевых рынках мира, безусловно, усиливает взаимозависимость китайской экономики и экономик производителей сырья, включая Россию.
По этой причине замедление и уменьшение темпов роста экономики дает инвесторам немало поводов для беспокойства. Исправится ли кардинально положение в китайской экономике после проведения реформ, пока точно сказать нельзя, ведь они начались буквально в ноябре 2013 года или, по крайней мере, были объявлены в это время. Однако с уверенностью можно сказать, что очевидное и ожидаемое замедление роста экономики КНР может отрицательно сказаться на крупных российских сырьевых компаниях, которые поставляют в Китай ресурсы и продукцию.
«Если экономика Поднебесной перестанет показывать необходимые темпы роста, с проблемами столкнутся очень многие российские компании, делающие ставку на экспорт, — отмечает Бушуев. — В первую очередь при таком неблагоприятном развитии событий с проблемами столкнутся экспортеры углеводородов, а также металлурги, для которых отрицательное изменение цен на мировом рынке ударит по карману».