С 1 февраля 2014 года трудовые пенсии 37,8 млн российских пенсионеров индексируются на 6,5% в соответствии с официальной инфляцией за 2013 год. Ожидается, что в результате средний размер трудовой пенсии по старости составит 11,4 тыс. руб. Об этом сообщил Пенсионный фонд России (ПФР).
1 апреля ожидается дополнительное увеличение трудовых пенсий с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера за 2013 год и индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
А в августе произойдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров, добавил ПФР. При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения россиян будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает, обещает фонд. Если размер пенсии вкупе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.
Впрочем, ожидания даже тех, кого устраивает подобная щедрость государства, могут оказаться обманутыми. И дело даже не только в хроническом и постоянно увеличивающемся дефиците ПФР.
Пенсионная проформа
В 2002 году было принято решение о реформировании государственной распределительной пенсионной системы с введением в нее так называемого накопительного компонента. Этот компонент позволил распорядиться частью пенсионных отчислений по собственному усмотрению — оставить государству или отдать в управление негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или частной финансовой управляющей компании.
Впрочем, на какую сумму в старости можно будет рассчитывать, понятнее не стало. Этому не помогает и разработанный Пенсионным фондом России (ПФР) пенсионный калькулятор. Его формула слишком запутанна, а эксперты Центра стратегических разработок пришли к выводу, что он завышает пенсию, и резюмировали: пользоваться им нельзя.
Изменения, введенные в 2013 году, лишь напустили туману в финансовые перспективы будущих пенсионеров.
Ясно стало лишь одно: риск на старости лет остаться без денег, обещанных государством, возрос.
Сначала планировалось снизить долю накопительного компонента, потом отменить его для тех, кто и так полностью доверил свои деньги государству. Финальным аккордом в метаниях властей стало решение временно оставить в распределительной системе накопительные отчисления всех будущих пенсионеров, с тем чтобы рассчитаться с нынешними. Это изменение правил по ходу игры, а по сути конфискация и фактический отказ от накопительной пенсионной части, лишний раз показало, как государство относится к якобы личным средствам граждан.
В будущем повысится минимальный стаж, дающий право на страховую часть пенсии. А возраст выхода на пенсию так или иначе будет повышен в силу неизбежных демографических изменений. И в конечном счете конкретный размер пенсии будет зависеть от доброй воли государства и состояния его финансов в будущем. А здесь тоже все не блестяще: в условиях стагнации, в которую погрузилась экономика России, дефицит госбюджета растет.
«Сон золотой» развеивается
Значительная часть населения уже начинает более осознанно относиться к собственному финансовому будущему. Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представленным 20 января, 60% респондентов следят за изменениями, происходящими в пенсионной системе России.
«Слишком нервный и шаткий негативный фон вокруг пенсионной сферы поднял в обществе интерес к решению ее проблем, — констатирует начальник отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. —
После первых не всегда адекватных действий правительства пойдут решения по настройке системы с учетом всех вызовов XXI века, хотя процесс будет болезненным и долгим».
Согласно представленным компанией Nielsen 21 января результатам статистического исследования, большинство респондентов собираются сберегать средства в будущем на образование детей (53%) и пенсию (42%).
«В России текущие изменения в системе образования и сокращение бюджетного финансирования, в том числе государственных вузов, а также пенсионная реформа и последние преобразования в законодательстве могут подталкивать потребителей к созданию собственных накоплений», — прокомментировал эти результаты директор отдела потребительских исследований в Северо-Восточной Европе Nielsen Мачей Пшибиш.
«Вопрос финансирования здравоохранения существенен для потребителей на многих развивающихся рынках, где респонденты не могут полагаться на существующие государственные программы», — считает старший вице-президент Global Financial Services Nielsen Оливер Раст.
Правда, пока планы многих наших соотечественников расходятся с делом. Они продолжают использовать накопления для текущего, причем дорогостоящего потребления. Большинство респондентов из России отнесли расходы на здоровье и непредвиденные расходы (46 и 41% соответственно) к планируемым сбережениям в будущем. «При этом, если говорить только об одной статье, на которую респонденты откладывают деньги ежемесячно, то для россиян первое место занимают предметы личной роскоши (машины, отпуск, часы, дорогие сумки — 16%), покупка лучшей недвижимости (15%), покупка первой недвижимости (12%)», — констатируют исследователи.
«Подготовка финансового будущего выходит за рамки удовлетворения только личных нужд», — отметил Раст. Но для местного потребителя статусные вещи всегда имели вес, отметил Пшибиш. «Россияне традиционно уделяют большее внимание брендам, чем жители Европы, поэтому с развитием покупательской способности данная тенденция стала только набирать обороты», — добавил он.
Об этом свидетельствует и бурный рост потребительского кредитования. В 2013–2014 годах благодаря усилиям Центробанка темп роста стал значительно меньше, тем не менее, по оценкам, составит 25–30%. Потребительский спрос еще далек от насыщения после десятилетий советского дефицита и недоступности многих товаров и услуг в условиях бедности 1990-х годов.
Очевидно, не до всех еще дошло понимание серьезности момента. Часть людей продолжают рассчитывать, что государство обеспечит их достойной пенсией, и число таковых даже растет. По данным ВЦИОМа, 48% сограждан согласились с позицией, что «государство должно позаботиться о заблаговременных накоплениях людей и способах управления ими, люди зачастую начинают задумываться о жизни на пенсии слишком поздно, когда уже нет возможности накопить достаточно средств». При этом в 2012 году с этим тезисом были согласны 39% опрошенных.
Помоги себе сам
Тем не менее 52% респондентов все же считают, что работника нельзя обременять обязательными пенсионными отчислениями либо «необходимость делать накопления должна быть зафиксирована государством, но решения о том, когда, сколько и каким образом накапливать на пенсию, как управлять этими средствами, должны принимать работник и работодатель без участия государства».
Возникает вопрос, как «без участия государства» сберечь то, что остается после уплаты налогов и расходов на необходимое текущее потребление.
Об этом читайте в нашем следующем материале в понедельник, 3 февраля.