Российский производитель антивирусных средств защиты информации «Доктор Веб» обнаружил вирус троян, который атаковал социальную сеть Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), сообщила компания.
Троянская программа носит название Trojan.Zipvideom.1, она устанавливает вредоносные плагины на браузеры Mozilla Firefox и Google Chrome. Попадает к жертвам программа под видом обновления для браузерного плагина Adobe Flash Player — вместе с плагином на компьютер устанавливается вирусная программа FlashGuncelle.exe. Затем злоумышленники связываются с программой и запускают еще несколько ее компонентов — FlashPlugin.exe, который уже, в свою очередь, устанавливает вредоносные плагины к браузерам. Ранее сообщалось о том, что часть пользователей могла получить данный вирус через массовую рассылку его в сообщениях в начале января 2014 года.
Главная опасность этого вируса заключается в том, что он ограничивает доступ к сайтам, демонстрируя навязчивую рекламу, а также заражает компьютеры жертв дополнительными вредоносными программами при посещении таких популярных сайтов, как Twitter, Facebook, Google+, YouTube, «ВКонтакте» и т.д., предупреждает антивирусная компания.
Для того чтобы избежать заражения, «Доктор Веб» рекомендует пользователям скачивать обновления для Adobe Flash Player только с официальных ресурсов.
Но если троянский вирус — проблема, которую Facebook может решить с помощью технологических средств, то в дальнейшем социальную сеть Марка Цукерберга могут ожидать более серьезные неприятности, такие как резкий отток посетителей.
По состоянию на 2014 год Facebook находится на пике своего развития по количеству пользователей, но в дальнейшем социальную сеть ожидает внезапное угасание. К 2017 году число юзеров может сократиться на 80%, пришли к выводу ученые Принстонского университета.
Ученые сравнили спрос на социальную сеть с вирусом идей. «Идеи — как заболевания, которые быстро распространяются между людьми, прежде чем в конце концов исчезнуть», — отмечается в исследовании.
Модель исследования активности эпидемиологических заболеваний под названием SIR может быть использована для описания роста популярности социальной сети, говорят ученые. Сама методика расчета была разработана в начале XX века и включает в себя три переменные: число инфицированных людей, число пока еще не инфицированных людей и число людей, у которых выработался иммунитет к заболеванию, или тех, которые в результате скончались. Аналогичную методику исследователи использовали для объяснения феномена соцсети MySpace, которая уже потеряла популярность.
Однако эту модель наиболее эффективно можно использовать для инфекционных заболеваний с коротким периодом жизненного цикла, а применять в отношении социальных сетей, пользователи которых проживают более долгую жизнь, нелогично. К этому исследованию стоит отнестись с большим недоверием, так как ученые кафедры авиационно-космической техники, опубликовавшие доклад, ранее не изучали деятельность социальных сетей, предупреждает корреспондент Vocativ Эрик Марковиц. Работа ученых Принстонского университета не опубликована в рецензируемых научных журналах, а просто выложена на сайт препринтов ArXiv.org.
Но это далеко не первое исследование, которое проводят ученые в отношении Facebook. Летом 2013 года группа американских ученых из Мичиганского университета в течение двух недель изучала, как интернет-активность влияет на жизнь современных людей. Они установили, что социальные сети вызывают зависимость, «съедают» много времени, но в то же время помогают поддерживать связь с друзьями и знакомыми. Еще один важный вывод, который сделали ученые: чем больше времени люди проводят, общаясь в интернете, тем меньше степень удовлетворенности жизнью.
Стоимость акций Facebook на Нью-Йоркской бирже в среду составляла $58,51, капитализация компании — $144,1 млрд.