Добыча сланцевого газа на Украине может повредить российской экологии. Об этом в пятницу заявило Министерство природных ресурсов России (МПР). Заместитель главы МПР Ринат Гизатулин направил в министерство экологии и природных ресурсов Украины письмо, содержащее анализ экологических рисков при осуществлении проектов добычи сланцевого газа в приграничных с Россией районах. Российское Минприроды предлагает провести двустороннюю встречу, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и принять все необходимые меры для исключения или минимизации экологических рисков для России.
По данным российского Минприроды, Украина для добычи газа из сланцев намерена использовать технологию гидроразрыва пласта (фрекинга), которая используется в США. При использовании этой технологии в горизонтальную скважину закачивается химический раствор, причем половина закачанных объемов возвращается на поверхность вместе с газом и требует утилизации либо захоронения. А часть, остающаяся под землей, сама по себе образует фактическое захоронение токсичных отходов.
«При применении метода гидроразрыва пласта существуют реальные предпосылки загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых населением России для питьевых и хозяйственных нужд», — говорится в сообщении Минприроды.
В прошлом году британо-нидерландская Royal Dutch Shell подписала операционное соглашение по добыче сланцевого газа с украинской компанией «Надра Юзовская». Стороны на условиях соглашения о разделе продукции будут разрабатывать Юзовское месторождение (располагается на территории Донецкой и Харьковской областей), запасы которого, по оценкам, превышают 4 трлн кубометров. Shell планирует направить на геологоразведку более $500 млн, в целом инвестиции компании в проект оцениваются примерно в $10 млрд. В ноябре Shell заявила о положительных результатах, полученных в результате бурения первой скважины на Юзовском.
Кроме того, Украина прошлой осенью подписала соглашение с американской Chevron, которая намерена искать сланцевый газ на Олесской площади (Западная Украина). Как заявлял ранее украинский министр энергетики Эдуард Ставицкий, Олесский участок потенциально может давать до 5 млрд кубометров газа в год.
Украинский премьер-министр Николай Азаров ранее заявлял, что запасы сланцевого газа на Украине составляют около 4,5 трлн кубометров (для сравнения, мировое потребление газа составляет около 3,3 трлн кубов). По оценке премьер-министра, стране их должно хватить на 100–150 лет. Азаров заявил, что риски, связанные с добычей сланцевого газа, будут сведены к минимуму — при условии, что технологии добычи не будут нарушены.
При этом, по словам украинского премьера, ориентировочная себестоимость одной тысячи кубометров сланцевого газа на скважине не должна превысить $160, а розничная цена составит более $200.
«Это конкурентная цена для страны, которая позволит промышленности не только выжить, но и успешно развиваться», — подчеркнул Азаров. Если Украине действительно удастся добиться такой розничной цены, сланцевый газ будет добывать выгоднее, чем закупать его у России, даже с учетом декабрьской скидки (по итогам переговоров в декабре Россия снизила цену на свой газ для Украины с $410 до $268,5 за 1 тыс. кубометров).
В конце прошлого года специалист по вопросам энергетической безопасности швейцарского Центра оборонных исследований Йонас Грец заявлял, что разработка сланцевых месторождений даст Украине дешевый газ, а слухи о возможном вреде для экологии преувеличены. Однако украинская общественность не слишком вдохновлена перспективами сланцевого газа. Украинцы (в первую очередь жители Харьковской области) в прошлом году неоднократно проводили акции протеста с характерными лозунгами в духе «Сланцевый газ — второй Чернобыль».
«Без проведения детальных исследований сложно сказать, на какую именно территорию может распространиться потенциальное загрязнение, но на примере США мы сейчас видим, что технология фрекинга — очень и очень «грязная». Наносится огромный ущерб подземным водам и водоснабжению», — комментирует глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин.
По словам эколога, уже сейчас можно сказать, что от добычи сланцевого газа на Украине пострадают пограничные Брянская и Курская области России, так как у них с Украиной единые подземные водные горизонты.
При этом Честин отметил, что российское Минприроды почему-то не озаботилось внутрироссийскими проблемами, такими как, например, проект добычи никеля в Воронежской области. Разработка никелевых месторождений, по словам эколога, наносит огромный вред чернозему.
«Российский «Газпром» использует гидроразрыв на Марковском месторождении (Ростовская область), прямо на границе с Украиной, так что у Украины поводов для беспокойства больше», — указывает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин
Однако основным фактором, по словам специалистов, в данной ситуации является не экология, а экономика. Украинский независимый эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский отмечает, что на данном этапе заявления России на бурение сланцевых скважин не повлияет, так как между сторонами пока лишь происходит обмен мнениями. «Однако если существует социальный заказ на раскручивание негатива вокруг работы Shell на Украине, не исключено, что Киев может быть втянут в межгосударственные разбирательства, и Shell будет вынуждена прекратить разведочное бурение», — предупреждает Землянский. По его словам, все будет зависеть от того, насколько Россия настроена вести антисланцевую кампанию против Украины.
Глава российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов говорит, что Россия не заинтересована в наращивании Украиной собственной добычи, а, напротив, логично пытается привязать Киев к российским поставкам.
«Странно, что Минприроды заговорило об экологической угрозе только сейчас, логично было бы делать такие заявления сразу после подписания соглашения Украины с Shell, — отмечает глава ФНЭБ. — Впрочем, в любом случае инвестрешения по сланцевым проектам на Украине после предоставленной Россией скидки будут пересматриваться. Конкурентоспособность украинского сланцевого газа вызывает серьезные сомнения».