Китай призвал страны — члены Международного валютного фонда придерживаться своих обязательств по реформированию квот и всей системы управления этим специализированным учреждением ООН. Заявление последовало вслед за тем, как конгресс США на этой неделе вновь не смог прийти к компромиссу по поводу новых условий финансирования МВФ. Немудрено, что американские законодатели тянут с решением аж с 2010 года: пересмотр квот стран-участниц должен уменьшить влияние Соединенных Штатов в фонде и повысить роль таких стран, как Китай, Бразилия, Индия и Россия.
Квота каждой страны определяется удельным весом страны — члена организации в мировой экономике. Чем больше экономика, тем выше квота. Квота включает в себя максимальный размер финансовых обязательств каждого государства перед МВФ, размер кредита, который оно вправе получить, и, соответственно, число голосов в управлении фондом. Контрольный пакет голосов — у Евросоюза, вторая по объему квота — у США.
Претензия в связи с затягиванием реформы прозвучала от имени пресс-секретаря министерства иностранных дел Китая Хун Лэя. Он напомнил, что реформа квот призвана дать развивающимся экономикам, в первую очередь Китаю, России и другим странам БРИКС, больше прав в управлении крупнейшей международной финансовой организацией. Китай в результате реформы квот может стать третьим по значимости после США и ЕС держателем акций фонда. Минфин Индии также высказал разочарование отсутствием решения о реформе из-за непоследовательности американского конгресса. Неназванный чиновник минфина Южной Кореи выразил сожаление в связи с тем, «предлагаемая реформа провалилась в конгрессе в последнюю минуту». Предполагается, что проблема будет вынесена на уровень G20 в конце января, когда наступит дедлайн по этому вопросу.
Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 года. Председательствуя в G20 в прошлом году, Москва пыталась решить проблему перезагрузки фонда, но безуспешно. «Мы по-прежнему привержены, вместе со всеми членами МВФ, достижению согласия по формуле квот и завершению 15-го Общего пересмотра квот к январю 2014 года, как было решено на саммите в Сеуле и затем вновь подтверждено в Канне, Лас-Кабосе и Санкт-Петербурге», — говорится в итоговом коммюнике встречи министров финансов и глав центробанков «группы двадцати» в Вашингтоне в октябре прошлого года.
Решение о создании МВФ было принято США и странами Европы в 1944 году с целью поддержания роста мировой экономики, международной торговли и стабилизации курса валют. Сейчас членами МВФ являются 188 стран. Фонд выдает кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором требований в сфере экономики. МИД Китая высказался дипломатично, без указания страны, по вине которой тормозится реформа финансовой организации. Но фактически претензия была адресована крупнейшему акционеру фонда — Соединенным Штатам.
Решение о реформе системы управления фондом было принято на встрече «большой двадцатки» осенью 2009 года и утверждено МВФ в 2010 году.
В соответствии с этим решением 6% квот передается развивающимся экономикам, в частности, за счет снижения доли стран Евросоюза.
Но реформа не прошла ратификацию в парламентах ряда государств, и в первую очередь в США. В 2012 году Вашингтон откладывал реформу МВФ из-за президентской избирательной кампании, в прошлом году конгресс был озабочен преодолением шатдауна.
Формальных препятствий на пути реформы нет. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард неоднократно выступала за ускорение ратификации. «Я надеюсь, что возобладает разумный и здравый подход в решении этой проблемы», — заявила на этой неделе она, добавив, что Соединенные Штаты по-прежнему привержены идее поддержки МВФ и фонд не останется без финансирования со стороны США. Впрочем, депутаты от Республиканской партии не готовы идти на уступки администрации Барака Обамы. Некоторые законодатели сомневаются с способностях международной финансовой организации эффективно стимулировать экономический рост, пишет агентство Reuters.
Действующая формула расчета квот в МВФ представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50%), открытости (30%), экономической изменчивости (15%) и международных резервов (5%). Как именно будет пересматриваться формула для расчета экономического веса страны, неизвестно. Но большинство предложений учитывают наращивание доли ВВП. В самых кардинальных вариантах звучали предложения оставить единственный показатель — ВВП, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».
«Пересмотр квот давно назрел. Экономики стран БРИКС и других развивающихся стран действительно заметно выросли, и реформа должна закрепить справедливое распределение полномочий в управлении фондом», — говорит главный экономист и стратег Дойче-банка в России Ярослав Лисоволик.
Тот факт, что в последние годы развивающиеся рынки снизили темпы роста, не может служить поводом к отказу от реформы квот, считает главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский. «Экономический рост того же Китая замедляется уже несколько лет подряд, но эта страна буквально на этой неделе была признана крупнейшей торговой державой, и ее экономика значительно выросла с того времени, когда образовался МВФ», — говорит Осаковский.
Россия сейчас не нуждается в кредитах фонда, отмечают эксперты. «Перезагрузка системы управления МВФ нужна России для усиления своих позиций в принятии решений относительно финансовой помощи другим странам», — подчеркивает Лисоволик. По мнению Осаковского, Международный валютный фонд — очень политизированная структура. Кредиты МВФ обусловлены не только экономическими требованиями, но и политическими, поскольку консолидация бюджета, приватизация, стабилизация курса национальной валюты и даже уровень тарифов на газ — это элементы большой политики.
«Если Россия хочет реализовать интеграционные проекты на постсоветском пространстве, если мы боремся за лояльность Украины, Армении или Казахстана, то усиление контроля за политической компонентой в международных финансовых институтах крайне желательно», — говорит Осаковский.