Доходы мировых сотовых операторов от отправки SMS и MMS в 2013 году сократились в первые за всю историю — на 4%, до $104 млрд, говорится в исследовании компании Strategy Analytics. К 2017 году агентство прогнозирует снижение доходов на 20%.
Снижение выручки от отправки SMS и MMS особенно заметно в странах с высоким проникновением смартфонов. В Северной Америке показатель снизился на 38%, в Западной Европе — на 28%. При этом в 2012 году был зафиксирован пик по отправке сообщений.
Причина снижения популярности SMS — увеличение спроса на приложения для смартфонов для обмена сообщениями, в частности, на WhatsApp, WeChat, Viber и т.д., говорится в исследовании.
В России операторы сотовой связи, опрошенные «Газетой.Ru», подтверждают наличие тенденции к сокращению отправки SMS абонентами, однако уточняют, что снижение доходов легко компенсируется за счет роста интернет-трафика, а отказ от отправки SMS не носит глобального характера.
С ростом проникновения смартфонов растет объем пользования мобильными мессенджерами, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. «Пользуясь различными мессенджерами, клиенты привыкают отправлять больше сообщений по различным каналам, в том числе и через SMS. В частности, в минувшую новогоднюю ночь наши клиенты отправили 320 млн SMS, что почти в полтора раза больше, чем годом ранее», — говорит она. Выручку от отправленных SMS-сообщений в 2013 году в компании не раскрывают.
Выручка МТС от услуг передачи сообщений показывает положительную динамику, по итогам третьего квартала 2013 года она выросла на 7% в годовом исчислении. Рост доходов от передачи сообщений обусловлен в том числе тем, что компания предоставляет пользователям пакетные тарифы, при которых абоненты получают сразу целый набор услуг и им не приходится платить за SMS отдельно, рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодников.
За последние полгода количество интернет-абонентов МТС, которые хотя бы раз воспользовались интернет-месенджером WhatsApp, выросло на несколько десятых долей процента, признает Солодников.
К 2017 году трафик так называемых OTT-сервисов (over-the-top; мобильные приложения для отправки сообщений) превысит трафик сотовых операторов 4,5 раза. В ближайшие пять лет объем мобильного трафика в мире возрастет в 13 раз, в Европе — в 9 раз, и этот рост будет обеспечиваться преимущественно за счет ОТТ-сервисов, прогнозируют в МТС.
Но основные расходы все равно будут нести сотовые операторы, которым необходимо продолжать инвестировать в развитие инфраструктуры, тогда как у OTT-сервисов такой задачи нет. «Сотовым операторам необходимо увеличивать пропускную способность своих сетей, нести расходы на их техобслуживание, развивать новые технологии (3G, LTE), инвестируя в это значительные средства, — говорит Солодовников. — Перед OTT-операторами таких задач не стоит — они используют сети сотовых компаний для предоставления своих услуг, у них нет стимула для эффективного использования сетевого ресурса».
В МТС в дальнейшем рассчитывают сотрудничать с ОТТ-операторами: или разделять доходы с приложениями по отправке сообщений, или же создавать специальные тарифы для людей, которые постоянно пользуются OTT-сервисами.
В Vimpelcom не видят существенного снижения количества отправляемых SMS, но, считают там, в будущем мессенджеры действительно вытеснят традиционные способы отправки сообщений. Однако у OTT-сервисов есть один существенный недостаток — без подключения к интернету они не работают, говорит представитель Vimpelcom Анна Айбашева. «Мессенджеры, безусловно, набирают популярность среди пользователей смартфонов и в будущем потеснят SMS, хотя и не заменят их полностью, поскольку SMS обладают важным преимуществом — пользователи могут общаться посредством SMS, не привязываясь к мобильному интернету, что особенно ценно для людей старшего поколения», — говорит она.
«Мы учитываем рост проникновения мессенджеров среди пользователей как среди абонентов массового рынка, так и в бизнес-сегменте. Но стоит отметить, что сейчас у пользователей есть большой выбор каналов для общения — мессенджеры, социальные сети, SMS, электронная почта и т.д.», — говорит Айбашева. По оценкам Vimpelcom, ни один из этих каналов в ближайшем будущем не сможет полностью вытеснить традиционные SMS-сообщения, так как для использования мессенджеров требуется наличие смартфонов, а ими на сегодняшний день пользуются далеко не все абоненты.
В Tele2 не раскрывают выручку от отправки SMS, но также отмечают, что абоненты все чаще пользуются мессенджерами вместо SMS. «Это общерыночная тенденция. Но операторы компенсируют это ростом доходов от передачи данных», — говорит представитель Tele2 Ирина Рыбакова.