С этой недели вступил в силу запрет на вывоз необработанных минеральных руд из Индонезии. Министр-координатор по вопросам экономики Индонезии Хатта Раджаса заявил, что президент Республики Сусило Бамбанг Юдойоно подписал документ после совещания с кабинетом министров вечером в субботу. Этому предшествовали долгие совещания с чиновниками, бизнесменами и экспертами. Министр финансов страны дал поручение всем таможенным службам в портах контролировать данное распоряжение властей.
Запрет был введен согласно закону, принятому в 2009 году. Джакарту не устраивает ситуация, когда экспортируются минеральные ресурсы, не подвергшиеся минимальной переработке. Так, в мае 2012 года уже вступило в силу распоряжение о введении 20-процентной экспортной пошлины на многие виды металлических руд.
Индонезия обеспечивает сырьем 3% мирового производства меди, 9–10% — производства алюминия, а также 18–20% никеля.
Таким образом, наибольший эффект от запрета будет ощущаться на рынке никеля. «Джакарта установила уровень содержания никеля для экспорта руды в 4%, а никелевая руда, которая идет из страны, — максимум 2,2% содержания», — комментирует аналитик «Ренессанс Капитала» Борис Красноженов.
Особенно остро он скажется на китайской никелевой промышленности, которая в значительной мере опирается на поставки индонезийские руды для производства никельсодержащего чугуна (NPI). «Однако китайские производители, поскольку о предстоящем запрете было известно давно, сделали большие запасы никелевой руды — на весь 2014 год. Поэтому в этом году производство NPI не должно существенно пострадать», — отмечает Николай Сосновский из «ВТБ-Капитала». «Раньше проходила информация о годовых запасах никелевой руды в Китае, потом появилась информация о девятимесячных запасах. Теперь все говорят о шестимесячных. Я не удивлюсь, если в КНР окажется только на три месяца никелевой руды», — не соглашается Красноженов.
В любом случае, это приведет к росту цен на никель. Уже сейчас ощущается эффект от ожиданий введения запрета и его реализации. Если 9 января цена трехмесячного контракта на никель на Лондонской бирже металлов (LME) составляла $13 350 за тонну, то 13 января она перевалила $14 тыс.
«Мы прогнозируем в 2014 году цену на никель на уровне $16 400 за одну тонну и $17 150 на 2015 год», — ожидают в «Ренессанс Капитале». «В 2014 году цена на никель будет колебаться между $14 тыс. и $16 тыс. Дальше мы ожидаем увеличения цены», — считают в «ВТБ-Капитал». В крупнейшем производителе никеля — компании «Норникель» также ожидают постепенного увеличения цены. «В 2014 году трудно ожидать быстрого восстановления цен, но в 2015 году уже можно будет заметить значимый рост», — отмечает глава управления маркетинга трейдинговой дочки ГМК «Норильский никель» — «Норметимпэкс» Антон Берлин.
«Отмена экспорта бокситов открывает новые возможности перед Индонезией для переработки сырья внутри страны», — говорит представитель ОК «Русал».
Однако эффект на цену на алюминий, которая сейчас колеблется в диапазоне $1700–1800 за тонну, он окажет меньший.
«В мире (и в Китае, в частности) запасов бокситов больше, чем никеля. К тому же бокситы можно достать из других регионов. Есть еще третий фактор — с 1 апреля 2014 года меняются правила LME — на рынок может выйти большое количество алюминия, что не позволит ценам значительно вырасти», — отмечает Красноженов. «В других регионах мира остановлено много мощностей по бокситам, потому спрос будет удовлетворен. Не позволят ценам значительно вырасти также и новые правила LME», — соглашается Сосновский. «Алюминий может вернуться к уровню $1900—2000 за тонну», — оценивает аналитик «ВТБ-Капитала». «В долгосрочной перспективе цена на алюминий поднимется до $2000», — соглашаются в «Ренессанс Капитале».
На ценах на медь принятие запрета в Индонезии не скажется, полагают аналитики. Две крупнейшие компании, работающие на медном рынке республики, — Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc. и Newmont Mining Corp. — смогут продолжить вывоз меди. «Они поставляют из Индонезии концентрат с высоким содержанием меди, а значит, смогут продолжить свои поставки», — отмечает Красноженов.
Российские металлургические компании, в частности ГМК «Норильский никель» и ОК «Русал», ранее рассматривали возможность создания в Индонезии производственных площадок.
Однако они не являлись приоритетными для отечественных металлургов и сейчас не стоят на повестке дня. «Приоритетом для «Норникеля» в свете новой стратегии развития являются российские активы компании, и зарубежные проекты в настоящее время не входят в сферу интересов», — говорит источник в компании. «Русал» в перспективе рассматривает возможность строительства производства в Индонезии, которое будет нуждаться в поставках местных бокситов», — отмечают в алюминиевом производителе. «Русал» сейчас не в том финансовом состоянии, чтобы смотреть на новые проекты», — проясняет положение дел Сосновский.