В понедельник ОАО «Мечел» объявило о своих финансовых результатах за девять месяцев 2013 года. Внимание к российской горнодобывающей и металлургической компании приковано из-за значительных проблем с долговой нагрузкой, которая обрушила акции «Мечела» в середине ноября.
Тогда акции компании в ходе одной торговой сессии, а если быть более точным, то за два часа, потеряли более 40%. Это был не первый случай подобного обвала котировок «Мечела» — подобные события произошли и летом 2008 года, когда занимавший тогда должность премьер-министра России Владимир Путин на совещании, где обсуждался резкий рост цен на металлы и уголь, обещал «вызвать доктора» мажоритарию «Мечела» — Игорю Зюзину, который, по некоторым данным, находился тогда в больнице.
На 6 декабря долговая нагрузка компании — показатель чистого долга — составляет $9,4 млрд, сообщается в официальных документах.
При этом 69% долга приходится на российские банки, 20% — на зарубежные и 11% — на корпоративные облигации. Таким образом, с 1 июня компании удалось снизить чистый долг на $0,2 млрд. Данный уровень продолжает оставаться критическим. По мнению менеджмента «Мечела», одной из причин тяжелого положения компании является внешняя конъюнктура. «Этот год компания отработала в условиях сохраняющейся слабости конъюнктуры на основных рынках сбыта, что в значительной степени сказалось на ее основных финансовых показателях. Тем не менее, строго придерживаясь намеченного направления на создание условий для сокращения долговой нагрузки, мы сумели решить наиболее острые вопросы», — комментирует финансовые показатели генеральный директор ОАО «Мечел» Евгений Михель. Под «острыми вопросами» понимаются успешные переговоры с заимодавцами.
Компании удалось также договориться с большинством своих кредиторов о ковенантных каникулах.
ОАО «Мечел» получило на них согласие от Сбербанка по кредиту на $1,4 млрд, от ВТБ по кредиту на $1,8 млрд, от Газпромбанка на неизвестную сумму, а также от 11 банков-кредиторов по предэкспортному кредиту в $1 млрд. Также компании удалось добиться годовой отсрочки платежей в размере $600 млн по этому же синдицированному кредиту. В третьем квартале по сравнению со вторым произошло незначительное улучшение финансовых показателей. Если за май — июнь 2013 года компания показала убыток от операционной деятельности в $519 млн, то за июль — сентябрь операционная прибыль составила $39 млн. «Я бы не сказал, что там существенное улучшение финансовых показателей. Единицы процентов — улучшение незначительное. Речь лишь о некотором сокращении темпов падения, а не о переходе к росту. К тому же улучшение не по всем параметрам. Очевидное сокращение операционных расходов — вот это, пожалуй, важно. И за счет этого улучшение EBITDA», — оценивает ситуацию управляющий по акциям «БКС Премьер» Андрей Стоянов. «EBITDA стабильно держится на уровне $200 млн плюс-минус, по году можно ждать порядка $800, может, чуть позже. Это говорит о том, что «Мечелу» ситуацию удалось стабилизировать», — поддерживает главный специалист брокерского дома «Открытие» Алексей Павлов.
За третий квартал вырос операционный денежный поток.
«Временно появившийся после продажи убыточных активов денежный поток кардинально ситуацию с долгом не изменит. В третьем квартале был высвобожден оборотный капитал, но ничего фантастического не произошло. В последние два квартала разница между свободным денежным потоком и капитальными затратами была близка к нулю. Это не позволяет сокращать долг, а лишь обслуживать его», — говорит аналитик Номос-банка Юрий Волов.
«В целом компания действует правильно, она избавляется от низкомаржинальных или просто непрофильных активов, договаривается с банками-кредиторами о реструктуризации задолженности, но ситуация такова, что не все зависит от «Мечела». Многое зависит от рыночной конъюнктуры», — добавляет аналитик. «Ферросплавный сегмент, который был одним из основных источников убытков компании, значительно уменьшит свое влияние. «Мечел» договорился о продаже феррохромовых предприятий в Казахстане и России, остановил «Южурналникель», — соглашается старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.
«Мечел» в текущем году разрешил свои главные проблемы: привлек финансирование от ВЭБа на развитие ключевого проекта компании — Эльгинского угольного месторождения, закончил дорогостоящее строительство рельсобалочного стана на ЧМК, получил контроль над портом Ванино, модернизировал порт Посьет, добился ковенантных каникул и заручился поддержкой государства в вопросах кредитования», — размышляет Халиков.
Тем не менее многое для «Мечела» зависит от угля.
На уголь приходится большая доля выручки ОАО «Мечел». Однако на данный момент цены на этот ресурс находятся под давлением. И это становится критическим для компании. «В 2014 году принципиально картина не изменится, судя по динамике цен на уголь. Какие-то выводы можно будет сделать по итогам первого полугодия следующего года. Пока, с учетом достижения соглашений о ковенантных каникулах с основными кредиторами, 6–9 месяцев относительного спокойствия у них еще есть. Но если затем не произойдет разворота, думаю, это уже будет катастрофой для компании», — опечален судьбой «Мечела» Стоянов. «В целом же ситуация остается тяжелой, и для ее улучшения «Мечелу» остается надеяться на улучшение конъюнктуры. В первую очередь это рост цен на уголь, исторически сейчас достаточно низких», — соглашается с коллегой Волов.