В ходе пресс-конференции для федеральных и региональных СМИ, состоявшейся в четверг, президент России Владимир Путин неоднократно обращался к вопросу о договоренностях, которые были достигнуты Россией и Украиной в среду. «Совершенно серьезно вам скажу, мы часто употребляем словосочетание «братская страна», «братский народ», и сегодня мы видим, что Украина в сложном экономическом и политическом положении… Мы должны поступить как близкие родственники и поддержать Украину. Это самая важная причина…» — в частности заявил Путин.
Это никак не связано с «евромайданом», с переговорами Украины по соглашению об ассоциации с Европейским союзом, подчеркнул президент.
«Нам просто надо Украину поддержать ввиду наших особых отношений, — раз за разом повторял Путин. — Для нас это и политическое, и прагматическое решение».
Тем не менее это не бескорыстная «братская» помощь. Как можно совместить семейные отношения с экономической выгодой, глава государства рассказал на примере $15 млрд, которые Россия обязуется выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для размещения в еврооблигациях Украины. «Да, это поддержка украинского народа. Это будут средства из ФНБ», — повторил Путин. Сейчас в резервах правительствах $175 млрд. Деньги на выкуп эмиссии украинских облигаций будут направленны именно из них, то есть из средств Фонда национального благосостояния. Но это будет сделано «на коммерческих условиях», подчеркнул глава России.
Бумаги будут размещены на Ирландской фондовой бирже со ставкой купона 5%, менеджером сделки станет «ВТБ Капитал», рассказывал подробности Путин.
«Я не вижу здесь расточительства с нашей стороны», — указал президент. Россия не тратит $15 млрд, а размещает.
«Действительно, мы средства наших резервных фондов вкладывали в высоколиквидные бумаги: например, бумаги американского правительства, другие активы. Но и там не все в порядке. Там тоже много проблем», — рассказывал глава государства. Надо хотя бы взглянуть на проблему долга. Неизвестно, как поведет себя ведущая резервная валюта. Перечислял президент «неопределенности» главной экономики мира. «Рейтинги Украины, конечно, не очень высокие, — размышлял президент и, кажется, сам себя хотел убедить в правильности решения. — Мы верим в фундаментальные базовые конкурентные преимущества Украины. У нас очень большой уровень кооперации. Мы понимаем, насколько часть нашей промышленности связана и зависит от благополучия в Украине».
«5% купона, учитывая, что номинируются они в евро и учитывая низкие ставки в Европе и США, — это неплохая такая ставка», — соглашается с президентом аналитик ИК «Финам» Антон Сороко.
Тем не менее удивляют другие условия размещения.
Несмотря на то что Ирландская фондовая биржа обладает длинной историей — существует с 1793 года, — она является далеко не крупнейшей.
«Видимо, речь идет пока лишь о тех $3 млрд, которые планируется разместить уже в этом году. Я полагаю будет не меньше трех размещений. Выбор биржи обусловлен именно желанием быстро провести размещение, быстро его организовать. Конец года все-таки — четвертый квартал, когда все размещают акции и облигации, крупные биржи заняты. И менеджер размещения указывает на это: «ВТБ Капитал» — российская компания. В такой короткий срок просто можно было не успеть договориться с европейскими и американскими банками», — говорит Сороко. «Думаю, будет внебиржевое размещение, а прямое в пользу России», — добавляет аналитик. «Ничего сенсационного нет, где захотели, там и разместились, — рассуждает директор аналитического департамента ИК «Норд Капитал» Владимир Рожанковский. — Это могла быть любая европейская биржа. Возможно, некоторая логика в том, что это не самая крупная площадка и, соответственно, менее ликвидная. Размещаются на более крупных, например, в Лондоне, когда нужно «прощупать» рынок, когда планируется большой выпуск, нужна большая ликвидность. В данном же случае выпуск небольшой, и не нужно, чтобы было много покупателей, поскольку предполагается, что это будет единственный покупатель — Россия».
Уже сейчас чувствуется эффект от заявлений официальных лиц государств. «Тут важны и словесные интервенции. Такие заявления очень важны. Доходности по еврооблигациям Украины уже после того, как заявили, что Россия выкупит эту эмиссию на $15 млрд. Ставки существенно снизились – средняя стала около 8%. Это не те 20%, которые были по коротким облигациям», — отмечает Сороко. «Цены суверенных еврооблигаций Украины взлетели во вторник вечером на 4,5–7,2 процентных пункта вдоль кривой после сообщений о соглашениях, достигнутых президентами Украины и РФ. В среду цены активов продолжили расти во фронтальном и среднем участках кривой, несколько скорректировавшись в длинном», --отмечает аналитик Sberbank Investment Research Александр Овчинников.
Например, у фонда Franklin Templeton Investments, инвестировавшего в украинские еврооблигации (о чем «Газета.Ru» уже писала), уже существует бумажная прибыль. «Однако я думаю, фонд все-таки не будет их продавать, а рассчитывает на долгосрочную перспективу», — добавляет Сороко.