Рынок труда США пристроил всех женщин, потерявших места в результате кризиса. Такой вывод делает The Wall Steet Journal из свежей статистики американского министерства труда. По октябрьским данным, в Соединенных Штатах имели постоянную работу 67,5 млн женщин, что выше пика, достигнутого до того, как финансовый кризис спровоцировал волну сокращений: в начале 2008 года их было 67,4 млн. У мужчин ситуация другая: работа есть у 69 млн американцев, что все еще почти на 2 млн меньше, чем на предыдущем пике в июне 2007 года (70,9 млн).
Дело в том, что женщины чаще заняты в США в таких секторах, как здравоохранение, образование, гостиничный бизнес и торговля, которые достаточно быстро оправились от потрясений. В то же время отрасли, где трудится больше мужчин, — строительство и производство — сильнее ощутили рецессию.
Во время кризиса работу в Соединенных Штатах потеряли более 6 млн мужчин и примерно 2,7 млн женщин. «Прошедшая рецессия и восстановление после нее показали, как раздроблен рынок труда», — приводит WSJ слова экономиста Института по изучению прав женщин (IWPR) Эрайан Хегевиш. Уровень безработицы в США в октябре среди женщин составил 6,9%, среди мужчин — 7,6%, говорится еще в одном обзоре минтруда США.
Впрочем, если сравнить не абсолютные, а относительные цифры, то американский рынок занятости не восстановился ни для мужчин, ни для женщин: количество работающих не вернулось на пиковые значения конца 2007 — начала 2008 года.
Уровень занятости определяется количеством имеющих работу в соотношении к общему числу трудоспособных людей. Для женщин он соответствовал бы докризисному, если бы в США было на 3,8 млн работающих больше, чем сейчас, для мужчин нужно еще 5,5 млн, подсчитали в IWPR.
«Главная проблема на американском рынке труда — огромное количество людей, которые просто ушли с рынка, — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. — Эта ситуация абсолютно беспрецедентна, когда спустя несколько лет после более-менее продолжительной рецессии рынок труда восстанавливается так трудно, такими черепашьими темпами, как сейчас в США. Это шокирующая ситуация». Эксперт обращает особое внимание на качественное изменение занятости в крупнейшей экономике мира.
«Разрыв (между текущей занятостью и прошлым пиками. — «Газета.Ru») генерируется за счет мужчин зрелого возраста — это худший вариант. Потому что мы привыкли, что именно они основные добытчики в семьях», — говорит Капелюшников.
Он называет происходящее на рынке труда в США гигантской загадкой, над которой бьются и не могут решить величайшие американские умы. «И это заставляет с большим скепсисом относиться к принимаемым в Соединенных Штатах мерам и предполагать, что проблемы там не со спросом, а с предложением», — отмечает эксперт. Капелюшников обращает внимание, что в США продлили срок выплат пособия по безработице, либерализовали критерии инвалидности, собираются повысить минимальную оплату труда. «Все это дестимулирует желание быть занятым», — резюмирует представитель НИУ ВШЭ.
В России, по данным Росстата, и количество работающих, и уровень занятости восстановились после кризиса.
Если на предыдущем пике в 2008 году доля трудоустроенных в нашей стране составляла 63,2%, то по итогам 2012 года — 64,9%. Занятость среди мужчин выросла с 68,6% в 2008 году до 70,4% в 2012 году. Среди женщин — с 58,9% в 2007 году до 60,1% в 2012 году.
«Доля работающих женщин в России находится на довольно высоком европейском уровне, — замечает Капелюшников. — Это наследие советского времени, когда зарплаты были небольшими, было принято работать обоим супругам и были развиты детские учреждения».
Российская статистика занятости под угрозой совсем по другим причинам: Министерство финансов не планирует выделять бюджет на мониторинг рынка труда.
«Печальная новость, — рассказал замруководителя Росстата Константин Лайкам на социальном форуме «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития», проходившем в начале ноября в РЭУ им. Г.В. Плеханова. — Мы не сообщали о ней, пока не получили окончательный ответ из Министерства финансов. У нас не предусмотрено на будущий год финансирование обследования экономической активности, занятости и безработицы. Ни о каком мониторинге рынка труда, ни о каком анализе, ни о каких планах планирования, разработке программ, тем более по субъектам РФ, речи быть не может».
Это означает, что в 2014 году страна останется без данных, отражающих реальную ситуацию на рынке труда, которые получали путем масштабных опросов населения. Будут доступны только данные по официально зарегистрированным безработным, что совсем не одно и то же, пояснили «Газете.Ru» в Росстате. Вопрос не решен, денег нет, а опросы должны быть ежемесячными, их надо проводить начиная с января, сетуют в ведомстве.