В Британии началось парламентское расследование обстоятельств приватизации Королевской почты, в результате которой бюджет недополучил как минимум £500 млн. С требованием разобраться в ситуации и наказать виновных выступил бывший премьер-министр страны Джон Мэйджор. Инвестбанки, организовавшие размещение акций почты на бирже, отрицают свою вину.
Правительство Великобритании в начале октября нынешнего года разместило на Лондонской бирже 60% акций государственной почтовой компании Royal Mail по 330 пенсов за акцию, получив в общей сложности около £2 млрд (компания была оценена в £3,3 млрд). Спрос инвесторов на бумаги превысил предложение в 20 раз; в первый же день торгов акции подорожали до 440 пенсов, после чего продолжили рост. К началу ноября цена достигла 595 пенсов, потом начала плавное снижение и к настоящему моменту дошла до отметки 540 пенсов.
С первых же дней свободных торгов британские парламентарии и независимые наблюдатели высказывали удивление и возмущение по поводу очевидной недооценки Royal Mail во время первичного размещения. Если бы акции с самого начала продавались инвесторам по цене, близкой хотя бы к 400 пенсам, правительство получило бы на полмиллиарда фунтов больше.
Более того, выяснилось, что не допущенные к организации IPO банки оценивали компанию значительно дороже. JP Morgan был готов продать британскую почту за £6,8–8,5 млрд. По данным Sky News, аналитики Сiti полагали, что справедливая стоимость компании составляет £7,3 млрд, а Deutsche Bank — £6,4–6,9 млрд.
В общей сложности свои предложения об организации IPO британскому правительству отправил 21 банк, большинство из них оценили его намного выше £3,3 млрд фунтов. Однако, как сообщил представитель департамента бизнеса правительства, в то же время многие из этих банков давали значительно более низкую оценку, что в итоге привело к тому, что средняя (медианная) предполагаемая стоимость почты оказалась равна £3,6 млрд. На эту величину (за вычетом традиционной скидки) и ориентировались чиновники и банки, проводившие размещение.
В конце концов при помощи инвесткомпании Lazard в качестве организаторов IPO были определены инвестбанки Goldman Sachs и UBS. За свою работу они запросили £13 млн и особые права на покупку акций по цене размещения. Учитывая, что спрос на дешевые бумаги с самого начала оказался очень велик, некоторые британские парламентарии засомневались в том, что банки заслуживают вознаграждения. Представитель Консервативной партии Брайан Бинли на заседании парламентского комитета по делам бизнеса так отозвался о деятельности инвестбанкиров: «Кто угодно может продать дешевое пиво. Все ваши советы оказались бесполезны для налогоплательщиков. Не удивлюсь, если они спросят, за что они вам заплатили такие деньги, если вы не слишком умны».
Банкиры объясняют низкую оценку опасениями по поводу возможного дефолта США и возможностью забастовок почтовых служащих, которые могут привести к серьезным финансовым потерям для компании. По словам управляющего директора UBS Джеймса Робертсона, разброс в оценках был очень велик, а аналитики по-разному относились к рискам, связанным с происходящими в мире событиями. Все это привело к тому, что, по данным организаторов размещения, институциональные инвесторы (крупные инвесткомпании, фонды и банки) не были готовы покупать акции дороже 330 пенсов.
Росту критики в отношении банкиров способствовал и сам участвовавший в определении цены размещения и проведении IPO швейцарский банк UBS. На днях его аналитики выпустили исследование, касающееся акций Royal Mail, в котором, во-первых, оценили бумаги в 450 пенсов за штуку (что намного больше 330 пенсов при размещении), а во-вторых, исходя из этой оценки и текущей биржевой цены, рекомендовали своим клиентам продавать их как можно скорее.
В исследовании нет ответа на логичный вопрос, что произошло с компанией в течение месяца, если один и тот же банк в начале этого периода оценивает ее в £3,3 млрд, а в конце — в £4,5 млрд.
Большинство других банков, начавших аналитическое покрытие акций Royal Mail, оценивают их более оптимистично. Bank of America Merrill Lynch и Royal Bank of Canada считают справедливой цену 580 пенсов за акцию, а Barclays настаивает на цене 466 пенсов.
Начавшееся парламентское расследование будет продолжено. Свое мнение по поводу скандальной приватизации почты высказал и британский экс-премьер сэр Джон Мейджор. В выпущенном возглавляемой им аналитической группой Bow Group исследовании говорится, что почта была «катастрофически недооценена», а налогоплательщики «ограблены». Влиятельные консервативные политики, стоящие за Bow Group, требуют независимого расследования этой истории и наказания виновных.