Вчера президент Украины впервые упомянул о трудностях, которые будут сопутствовать возможному подписанию соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС. Он заявил, что модернизация украинских предприятий под технический стандарт Евросоюза потребует от $100 млрд до $500 млрд. «Мы ведем дискуссии относительно необходимости переориентации наших предприятий на европейский рынок, но больших капитальных вложений, необходимых для этого, у нас нет», — заявил Виктор Янукович. Он также отметил, что украинская продукция не востребована на рынках ЕС.
«Мы прекрасно понимаем, что путь Украины лежит через модернизацию, через европейские стандарты, через гармонизацию украинского законодательства, — заявил Янукович. — Этот путь для нас является неизменным. Конечно, на этом пути кроме большого желания, которое мы имеем, должны быть и возможности».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что Янукович прямо намекает Евросоюзу на необходимость финансовой помощи, фактически платы за евроинтеграцию. Но на самом деле, по словам политолога, заявления украинского лидера — это сигнал как для Европы, так и для России.
«Янукович устроил аукцион и ждет, кто сделает ему лучшее предложение, — говорит Макаркин. — Он маневрирует, выжидает и выбирает».
Эксперты сомневаются, что Евросоюз, который фактически ввел внешнее управление в Греции, сможет заняться спасением еще и Украины, которой в следующем году может понадобиться $10–20 млрд, чтобы избежать дефолта и девальвации гривны. Экономическая ситуация в странах Евросоюза также крайне сложная, согласно последним прогнозам, рост по итогам года будет близок к нулю.
Тем временем «Газпром» продолжает оказывать давление на Киев. Вчера монополист высказал опасения, что Украина может использовать для собственных нужд газ, находящийся в украинских подземных газохранилищах (ПХГ) и предназначенный для обеспечения транзита в Европу.
«Мы видим достаточно тревожную динамику, связанную с тем, что отборы природного газа из РФ Украиной упали в ноябре, что по факту означает, что для обеспечения потребностей внутреннего рынка используются внутренняя добыча и, по всей видимости, ПХГ, что потенциально может негативно отразиться на транзите российского газа», — заявил в четверг в ходе телефонной конференции глава департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Павел Одеров. Он отметил, что украинские газохранилища необходимы для обеспечения транзита.
Ресурсы ПХГ Украины используются для увеличения транзита российского газа в Европу в зимний период. По сообщениям официального Киева, в этом году в них было закачано 19 млрд куб. м. На прошлой неделе «Нафтогаз Украины» полностью прекратил закупки российского газа. Причем произошло это накануне встречи Путина с Януковичем, которая состоялась в субботу в Москве. Украина вообще в последнее время сокращала объемы закупок газа у «Газпрома». Из отчетности российской монополии следует, что за девять месяцев 2013 года поставки на Украину составили 18,19 млрд куб. м газа, что на 26% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Сокращение Украина объясняет слишком высокой ценой российского газа (средняя цена в этом году $410 за 1 тыс. куб. м). При этом Киев не пугают даже возможные штрафные санкции, так как по действующему контракту «Нафтогаз» должен закупать не менее 41 млрд куб. м. Ранее Украина неоднократно заявляла, что отказ от закупок российского газа никак не угрожает транзиту в Европу.
«Украинские коллеги начали отбор газа из ПХГ, когда зимний период еще не наступил. При таких темпах отбора к началу похолодания в ПХГ Украины может остаться около 14 млрд куб. м. Это катастрофа», — заявил в четверг зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов.
По его словам, в таких условиях транзит в зимний период будет невозможен, так как газа в подземных хранилищах не хватит для компенсации отбора потребителями Украины. «Мы получаем шквал звонков, — сообщил Маркелов. — Потребители в Европе обеспокоены сложившейся ситуацией. Все понимают риски. Ситуация серьезная. Мы готовы искать компромиссы и надеемся, что решение найдем».
«С окончанием закупок потребление на Украине не свелось к нулю, а других источников газа, кроме ПХГ, у нее не осталось, — комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Сейчас все будет зависеть от того, насколько быстро Россия и Украина решат этот вопрос».
По словам Симонова, если закупки не возобновятся до Нового года, ресурсы ПХГ начнут подходить к концу, и не исключено, что Украина начнет несанкционированный отбор из транзитной трубы. То есть не только использует запасы, предназначенные для транзита, но и собственно транзитные объемы.
Источник в газовой отрасли говорит, что угроза транзиту существует уже сейчас. Дело в том, что украинские ПХГ находятся на западе страны, а основные потребители газа — на востоке. И если Киев решит использовать хранилища для обеспечения внутреннего рынка, ему придется разворачивать прокачку газа с запада на восток. «Весьма сомнительно, что украинская газовая система способна прокачивать транзитные объемы на запад и одновременно выкачивать газ из ПХГ, транспортируя его в противоположном направлении», — предупреждает он.
Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что на данный момент Украина имеет достаточно собственного газа на зимний период и нет необходимости пользоваться тем газом, который будет поставляться в Европу.
Украинский независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский отмечает, что в нынешнем конфликте между «Нафтогазом» и «Газпромом» политики больше, чем экономики. «Нафтогаз» может не закупать газ до конца года, но при этом есть компания Дмитрия Фирташа (Ostchem), которая может докупить объемы, необходимые для нужд Украины, указывает он. Кроме того, газ, который закупил Фирташ, может использоваться для поддержания транзита.