Триллион поставили на рельсы

Инвестпрограмма РЖД одобрена правительством

Яна Милюкова
Трехлетняя инвестпрограмма РЖД одобрена правительством. Из 1,2 трлн рублей государство предоставит почти треть. Но осталось несколько принципиальных вопросов — по выкупу инфраструктурных облигаций ВЭБом и индексации тарифов на порожние вагоны или перевозку нефтяных грузов.

Трехлетняя инвестпрограмма и финансовый план РЖД утверждены на заседании правительства 14 ноября. На инвестпрограмму РЖД будет потрачено 1,2 трлн руб., из них почти треть — 350 млрд руб. — предоставит государство. В их числе средства ФНБ и бюджетные средства, направляемые в уставный капитал компании (в том числе из бюджета Москвы).

Кроме того, монополист должен будет увеличивать кредитную нагрузку для исполнения заявленного объема инвестпрограммы, сообщил на заседании правительства министр транспорта Максим Соколов. В 2014 году общий кредитный портфель увеличится на 58 млрд руб., до 685 млрд руб., коэффициент долг/EBITDA достигнет уровня 2,6. К 2017 году размер кредитной задолженности составит уже более 750 млрд руб., но соотношение долг/EBITDA останется прежним, сказал Соколов.

Для российских транспортных компаний критическим является показатель соотношения долга к EBITDA на уровне 3, рассказал «Газете.Ru» аналитик финансовой группы БКС Игорь Краевский.

«РЖД пока находятся в рамках приемлемого диапазона, хотя показатель уже близок к критической отметке. Компания сможет обслуживать долг без риска снижения рейтинга. Правда, в дальнейшем при ухудшении экономической ситуации не исключено, что компании в итоге не удастся удержаться на этой отметке. Долговая нагрузка будет увеличиваться, а прибыль вряд ли будет расти», — говорит Краевский.

Треть объема инвестпрограммы будет направлена на снятие так называемых инфраструктурных ограничений: реконструкцию путей, строительство и реконструкцию искусственных сооружений и прочее. В следующем году на это будет направлено почти 126 млрд руб. Всего за три года — 360 млрд руб. Сейчас пропускной способности дорог недостаточно ни для развития территорий, ни для освоения месторождений, ни для развития портов, признал премьер Дмитрий Медведев.

Один из основных вопросов по инвестпрограмме РЖД, которые обсуждались 14 ноября на заседании правительства, касался возможностей компенсации выпадающих доходов монополии, возникших из-за решения о заморозке тарифов на 2014 год и сокращении объемов перевозок грузов из-за снижения темпов роста промпроизводства.

Снижение объемов перевозок уже сейчас привело к сокращению расходов РЖД на 98,8 млрд руб., сетовал глава госкомпании Владимир Якунин. Из-за заморозки тарифов естественных монополий на будущий год снижение доходов РЖД составит более 60 млрд руб., сообщили «Газете.Ru» в компании. При этом государство поставило перед железнодорожниками задачу сохранить инвестпрограмму на 2014 год на уровне 395 млрд руб.

Для того чтобы программа была реализована, РЖД пришлось принять ряд непопулярных мер.

Компания в этом году ввела режим неполного рабочего дня и отправила сотрудников в неоплачиваемые отпуска — не менее трех дней в месяц в октябре-декабре 2013 года (речь идет об управленческом аппарате). В 2014 году компания сократит расходы на 85 млрд руб., в том числе за счет уменьшения программ капремонта и сокращения 30 тыс. сотрудников, отказа от индексации зарплаты, а также снижения цен поставщиков и подрядчиков. «В адрес всех поставщиков уже отправлены предложения о снижении цен на 10%», — сообщили Газете.Ru в компании.

Владимир Якунин просил у правительства поддержать предложение монополии о повышении тарифов либо на порожний пробег вагонов, либо на перевозку нефтяных грузов, чтобы частично компенсировать потери от заморозки тарифов. Дано поручение этот вопрос доработать, сказал министр Соколов после заседания. Нужно определиться по источникам компенсации этих выпадающих доходов — через тариф или иные источники, уточнил министр. «В самое ближайшее время мы определимся», — сказал он.

Минэкономразвития (МЭР) считает это возможным, но тогда это будет отход от правила нулевой индексации 2014 года, уточнил на заседании глава МЭР Алексей Улюкаев. В ближайшее время ведомство представит свои предложения по формированию долгосрочного — на пять лет — тарифа на железнодорожные перевозки. Индексация не будет выше уровня инфляции за предыдущий год, сказал министр.

Правительство откажется от принципа расчета тарифа на основании будущих расходов монополий, будет установлен принцип типовых цен для типовых инвестобъектов как в России, так и в других странах. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 7 ноября по инвестпрограмме РЖД, рассказали «Газете.Ru» несколько чиновников, знакомых с его итогами.

Одним из источников покрытия дефицита инвестпрограммы считался выпуск инфраструктурных облигаций, которые должен был выкупить ВЭБ — на 50 млрд руб. Из-за принятых ранее решений, касающихся пенсионных накоплений (в следующем году они будут направлены в Пенсионный фонд), ВЭБ может не выкупить инфраструктурные облигации, о чем уже уведомил РЖД, сообщал ранее старший вице-президент компании Вадим Михайлов. Эти средства должны были пойти на финансирование модернизации БАМа.

Получит ли РЖД эти деньги и по какой схеме, так и осталось неизвестно.

«Решение этой проблемы возможно за счет приобретения части портфеля госбумаг Внешэкономбанка банками с госучастием — Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Тогда ВЭБ в своем портфеле может заместить инфраструктурные облигации», — предложил вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании правительства.

Вопрос о вариантах выкупа облигаций РЖД ВЭБом также обсуждался 7 ноября на совещании у Шувалова, рассказал «Газете.Ru» один из федеральных чиновников. До 1 декабря госкорпорация должна предоставить информацию о структуре своего инвестпортфеля госбумаг, говорит чиновник.

Зато Владимир Якунин нашел поддержку у правительства по части проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Ранее было принято решение о временной приостановке проекта из-за необходимости дополнительных расчетов параметров магистрали.

Однако 14 ноября правительство поддержало предложение РЖД, чтобы проект ВСМ остался в инвестпрограмме монополии «с минимальными деньгами», сказал Якунин после заседания, отвечая на вопрос «Газеты.Ru».

Правда, окончательно вопрос о госфинансировании проекта (150 млрд руб. из ФНБ) может быть решен только в первом квартале 2014 года: к этому времени будет завершена работа по разработке технико-экономического обоснования, уточнил министр транспорта Соколов. Общая стоимость проекта оценивается в 928 млрд руб.

В случае с ВСМ монополии и правительству удалось достичь консенсуса, полагает Краевский. Вопрос с финансированием ВСМ еще не решен, но Якунину удалось сохранить проект в инвестпрограмме.

«Если бы этой строчки не было, у РЖД не было бы точки опоры в дальнейших дискуссиях о финансировании проекта», — говорит Краевский.