«Газпром» готовит иск в Стокгольмский арбитражный суд на $10 млрд против «Нафтогаза Украины». Об этом в четверг заявил руководитель украинской Партии регионов Александр Ефремов. По его словам, речь идет о штрафах за недобор газа в 2012 году.
«Вы вдумайтесь, штрафные санкции выставляются под 300% годовых», — подчеркнул депутат.
«Газпром» ситуацию не комментирует. Монополия еще в начале 2013 года заявила, что претензии за неотобранный в предыдущем году газ составляют $7 млрд. По контракту, заключенному в 2009 году до 2019 года, «Нафтогаз Украины» обязан отбирать не менее 42,5 млрд кубометров российского газа в год (принцип «бери или плати»). Однако в 2012-м Киев приобрел лишь 60% от этих объемов — 24,9 млрд кубов. Украина в ответ на требования заявила, что выплачивать штрафы не намерена. При этом в начале года «Нафтогаз» говорил, что в случае, если дело дойдет до судебного разбирательства, компании потребуется поддержка госбюджета.
«Газпром» однако подавать в суд не торопился. Российские политологи ранее отмечали, что такая несвойственная «Газпрому» нерешительность может быть связана с тем, что российская монополия до сих пор не слишком уверенно чувствует себя в международных судах. Прошлой осенью «Газпром» проиграл в Венском суде чешской RWE Transgas, причем вопрос касался именно принципа «бери-или-плати». Истец добился права закупать меньше газа, чем определено по контракту, без применения штрафных санкций.
В начале октября 2013 года тему судебных разбирательств поднял уже украинский премьер-министр Николай Азаров. «Если Россия считает, что мы чем-то нарушили контракт, то пускай обращается в суд, — заявил премьер в эфире телеканала «Россия 24». — И вот там мы будем доказывать, что этот контракт — нонсенс для международного права, что он абсолютно абсурден».
Советник юрфирмы Lidings Сергей Патракеев отмечает, что Стокгольмский арбитраж при рассмотрении дела руководствуется как текстом оспариваемового договора, так и поведением сторон, определяя, является ли то или иное поведение соответствующим не только букве, но и духу соглашения.
«Учитывая, что «Нафтогаз» с 2009 года исполнял договор, принимая, таким образом, как данное действительность и обязательность такого договора, вряд ли арбитры в Стокгольме теперь воспримут аргументы в пользу того, что сам договор является нонсенсом», — говорит юрист.
Средства на оплату задолженности в случае проигрыша в суде Украине взять будет неоткуда. По оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor's, чистый долг украинского правительства в 2014 году увеличится с нынешних 34% ВВП до 40%. Около 52% всего объема долга номинировано в иностранной валюте, так что Украине, судя по всему, придется брать новые кредиты на погашение обязательств по ранее взятым займам. Если в 2010 году соотношение госдолга и золотовалютных резервов составляло примерно 1:1, то на начало текущего года долг превышал резервы более чем в 1,5 раза. Между тем украинская экономика вот уже три года переживает стагнацию: ее ВВП растет со скоростью 1–2% в год, а в последние шесть месяцев и вовсе стоит на месте.
Эксперты связывают новый акт «долговой драмы» с намерением Киева подписать 28 ноября соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, в то время как Россия хотела бы участия Киева в Таможенном союзе. Предыдущим шагом было заявление «Газпрома» о долге в $882 млн (речь идет о неоплаченных поставках в августе). Глава монополии Алексей Миллер заявил тогда, что в случае невыплаты долга поставки газа будут переведены на авансовую схему.
С начала недели Украина начала выплачивать августовский долг, и теперь «Газпром» вспомнил о проблеме, которая появилась еще в начале года. «С одной стороны, Россия демонстрирует свои возможности давления в преддверии подписания соглашения об ассоциации Украины с Европой, — комментирует политолог Николай Петров. — С другой — это дает Украине возможность маневра. В том плане, что, если Янукович все же решит отказаться от евроинтеграции, у него будет достойное оправдание — вполне понятное нежелание портить отношения с Россией, которая может потребовать $10 млрд».
По словам отраслевых экспертов, в сложившейся ситуации по большей части виноваты сами украинские власти. Именно с их подачи государственный «Нафтогаз» вытесняется с рынка, а его клиенты переходят к частным компаниям, в первую очередь Ostchem украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа. Эта компания уже получила промышленных потребителей газа, которые считаются единственными платежеспособными клиентами на Украине.
В четверг «Коммерсантъ — Украина» со ссылкой на телеканал Business сообщил, что Дмитрий Фирташ объединяет в единую структуру газораспределительные активы, в которых имеет долю его компания Group DF. До середины 2014 года все областные газовые управления, принадлежащие Фирташу, будут объединены. В настоящее время Group DF готовит документацию по консолидации облгазов для Антимонопольного комитета.
«Это укладывается в канву общей ситуации на украинском газовом рынке, — комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Частники во главе с Фирташем выдавливают «Нафтогаз» с рынка, в результате чего компания становится неплатежеспособной»
Гривач напомнил, что в прошлом году «Газпром» готов был снизить планку «бери-или-плати» до 33 млрд кубометров. Однако соответствующей заявки от «Нафтогаза» не поступило. Госкомпания приобрела около 25 млрд кубов, зато 8 млрд кубометров закупили структуры Фирташа. Если бы все эти объемы законтрактовал «Нафтогаз», никаких претензий по недобору к нему бы не было.
«С начала января по конец сентября текущего года «Нафтогаз» закупил 7,7 млрд кубометров российского газа, в то время как компания Фирташа — 10 млрд кубометров, — рассказывает замглавы ФНЭБ. — Такова энергетическая политика украинских властей».