Владимир Путин заявил о недопустимости полного расходования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Те, кто считает, что средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния можно целиком и полностью расходовать, ошибаются», — заявил Путин в среду на совещании по вопросу использования средств ФНБ.
ФНБ останется «подушкой безопасности» для экономики, социальной сферы и финансовой системы на случай очередного кризиса.
По словам Путина, кризисные явления недавнего прошлого – 2008–2009–2010 годов – показали, что такие инструменты, как ФНБ, крайне необходимы экономике. «И мы, слава богу, научились ими эффективно пользоваться, не разбазарили», — сказал глава государства.
На 1 ноября этого года объем ФНБ составлял 2,845 трлн руб. В октябре в фонде было на 2 млрд руб. больше, а в сентябре фонд был полнее на 37 млрд руб.
Но держать резервы мертвым грузом в ситуации, когда глобальная экономика вошла в длительную фазу неустойчивого роста, Кремль тоже не намерен. Необходимо стимулировать экономический рост. Одной из возможных точек роста станут инфраструктурные проекты. Путин подтвердил, что средства ФНБ будут направлены на достройку и модернизацию советских мегапроектов — Транссиба и БАМа (150 млрд руб.), а также на строительство в Новой Москве Центральной кольцевой автодороги – на ЦКАД из фонда возьмут еще 150 млрд. И еще столько же на финансирование строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Заказчики — РЖД и Росавтодор.
Старт масштабным инфраструктурным проектам был дан Путиным на инвестфоруме в Санкт-Петербурге в июне этого года. Всего из ФНБ планировалось изъять на транспортную инфраструктуру 450 млрд руб. Это только на первых порах. А суммарный объем инфраструктурных инвестиций был запланирован на уровне 1,8 трлн руб., включая 660 млрд руб. частных инвесторов.
Но в среду на совещании у Путина было решено отложить строительство высокоскоростной ветки до Казани — на неопределенный срок. Аргументы — проект ВСМ до конца не просчитан. И нет гарантии возвратности вложенных средств. Об этом по итогам совещания у Путина сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Общая стоимость строительства скоростного сообщения до Казани оценивалась в 928 млрд руб. Ожидалось, что строительство ВСМ завершится в 2018 году.
При этом 150 млрд руб., предназначавшихся для ВСМ, не останутся в ФНБ, а будут израсходованы на другие проекты. Например, на строительство Московского авиаузла: на взлетно-посадочные полосы и сопутствующую инфраструктуру в Домодедово и Шереметьево, добавил Шувалов.
Список проектов, которые будут инвестироваться из средств ФНБ, правительство утвердит в течение двух-трех недель и представит документ президенту. «Этот перечень проектов должен быть четко рассчитан, не должно быть ощущения, что этот список будет до бесконечности расширяться», — пояснил Шувалов. Тем не менее претендентов на средства ФНБ предостаточно. Например, Росатом, которые строит АЭС за рубежом. «Проекты Росатома также обсуждались, но это особенные проекты, поскольку они создают много добавленной стоимости и загрузки для отечественных мощностей, но проекты эти для строительства мощностей за рубежом, поэтому здесь нужно дополнительно подумать», — сказал Шувалов.
Он пояснил, что лимит средств ФНБ, которые могут быть инвестированы, останется на уровне 40% и увеличиваться пока не будет. «Мы сегодня также обсуждали тот предельный размер средств ФНБ, который может быть использован для финансирования проектов. Принято решение об оставлении 40-процентного лимита», — сказал Шувалов, добавив, что на совещании звучали предложения увеличить этот лимит до 50 и даже до 60%.
Против раскассирования ФНБ неоднократно высказывался министр финансов Антон Силуанов. Он предлагал ограничиться теми проектами, которые обозначил президент. «Если сейчас мы размажем наш ФНБ по большому количеству проектов, это будет неэффективно», — говорил Силуанов.
А вице-премьер Аркадий Дворкович высказывал опасения, что инвестиции в инфраструктурные проекты могут не вернуться в ФНБ. «Любой из этих проектов — это серьезный риск, деньги могут не вернуться», — заявлял Дворкович в ходе «делового завтрака» на инвестфоруме «Сочи-2013». Дворкович предупредил, что люди, принимавшие решения по этим проектам, несут персональную ответственность за их результат. «Если при оценке, при строительстве будут допущены серьезные ошибки, если будет перерасход средств, то люди будут требовать крови, и головы полетят», — предупреждал Дворкович.
Вложения в инфраструктуру могут быть стимулом экономического роста, но долгосрочный эффект от реализации этих проектов должен быть просчитан заранее, говорят эксперты. Каким будет эффект от достройки БАМа, неизвестно, отмечает Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков брокерского дома «Открытие». «Предыдущие вложения государства в эти магистрали в годы застоя большей частью обернулись закапыванием в землю денег и человеческого потенциала», — говорит Бушуев.
Госинвестиции в транспортную инфраструктуру могут выступить драйвером экономического роста, согласен начальник отдела аналитики УК «Капиталъ» Андрей Верхоланцев. Такие проекты имеют значительный мультипликационный эффект за счет роста смежных отраслей.
«Инвестиции в железные дороги являются классическим кейнсианским рецептом оживления экономического роста», — напоминает Олег Душин, старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».
«С точки зрения стимулирования экономического роста эффективнее было бы создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, улучшение экономического климата, как бы пафосно это ни звучало», — возражает Бушуев.