Американский авиаконцерн Boeing заключил соглашения на поставку около 200 ближнемагистральных самолетов 737 MAX общей каталожной стоимостью $20,7 млрд с различными заказчиками в Китае, сообщили Reuters источники, знакомые с ситуацией. Агентство уточняет, что это могут быть первые контракты на Boeing 737 MAX. «Соглашения были заключены с различными клиентами, включая авиалинии, находящиеся в государственной собственности, China Aviation Supplies Holding Company, а также с лизинговыми компаниями, связанными с банками страны», — сообщили источники.
Детали заказов, конкретные условия и клиенты не разглашаются. В настоящий момент китайские авиакомпании Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines осуществляют полеты на самолетах Boeing 737 текущей модели.
Сообщения о крупнейшем заказе самолетов появились через несколько недель после неожиданных новостей об ослаблении позиций американского концерна в Японии.
Тогда одна из ведущих японских авиакомпаний Japan Airlines (JAL) неожиданно заключила соглашение не с Boeing, а с его конкурентом — европейским авиастроительным гигантом Airbus, входящим в концерн EADS. Контракт предполагает приобретение 31 самолета A350 XWB.
По условиям соглашения Airbus поставит авиаперевозчику 18 самолетов A350–900, а также 13 судов A350–1000. Кроме того, компании заключили опцион на покупку еще 25 самолетов. Общий объем контракта может составить $9,5 млрд.
«Нельзя же все выигрывать», — иронизируют сотрудники Boeing. Тем не менее на рынке считают достижение французов знаковым. Концерну удалось нарушить многолетнюю монополию американцев, возникшую в Японии еще после Второй мировой войны. Окрыленные успехом французы оптимистично планируют вдвое увеличить долю на рынке Японии к 2020 году. Более того, европейский дальнемагистральный лайнер А350, поставки которого должны начаться в 2014 году, станет прямым конкурентом нового Boeing 787 (Dreamliner), с которым у японцев возникли серьезные проблемы.
Сложности с новой моделью самолета уже негативно отразились на бизнесе основных покупателей американского авиастроителя: к концу января 2013 года из 50 лайнеров модели 787, поставленных Boeing заказчикам, почти половина пришлась на японские ANA (17) и JAL (7). И хотя представители американского авиаконцерна единогласно утверждают, что проблемы с лайнерами нового типа временные и традиционны для любой новой модели самолета, их покупателей, терпящих убытки из-за сорвавшихся рейсов, такие аргументы не слишком убеждают.
Лишним подтверждением этого является то, что резкий пересмотр контракта с японцами заставил американский авиаконцерн работать над сменой вектора развития. Почти сразу стало известно, что Boeing стал думать над пересмотром стратегии подразделения по производству самолетов коммерческой авиации. И хотя представители Boeing заявили, что эти события не взаимосвязаны, смены стратегии бы не произошло, если бы Boeing выиграл заказ, полагает аналитик Bank of America Рон Эпстейн. Новая организационная структура предусматривает передачу функций маркетинга отделу продаж, а стратегического развития — финансовому отделу.
Борьба за рынок авиатехники этого региона между двумя гигантами не случайна. По прогнозам, пассажирские авиаперевозки в Южной Азии за год вырастут на 8,4%. При этом, по мнению аналитиков Airbus, ведущим игроком, определяющим рост авиаперевозок, будет Китай. Представители Boeing и Airbus отмечали, что Китай может в течение следующих 20 лет обогнать США как крупнейший мировой авиарынок. Популярность авиаперелетов к 2032 году может привести к увеличению числа пассажиров более чем в два раза, с 2,9 млрд до 6,7 млрд.
Концерн EADS был основан в 2000 году путем слияния немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA. EADS производит пассажирские и военные самолеты, вертолеты и заправщики, является одним из лидеров в осуществлении космических и оборонных программ. Boeing также выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники и является крупнейшим производителем самолетов в мире.