В отличие от предыдущих неудачных попыток, новые зоны, по словам вице-президента Ассоциации по экономическому развитию КНДР Ри Чол Сока, должны открыться по всей стране. Более того, их создание уже началось. Высокопоставленный чиновник сделал это почти сенсационное заявление на конференции «Пхеньянский международный симпозиум по специальным экономическим зонам», собравшей в середине октября в столице страны представителей 13 стран, в том числе США, Канады, Индии, Китая, Малайзии и Вьетнама, а также 60 местных ученых и специалистов.
По данным издания Daily NK, имеющего контакты в Северной Корее, экономическое руководство страны уже выпустило официальное постановление о том, что каждый из девяти регионов должен предложить два своих города в качестве претендентов на открытие специальной экономической зоны. Местным руководителям даны указания составить предложения и план развития таких зон, исходя из необходимости увеличить поступление в казну твердой валюты.
Источники Daily NK утверждают, что для иностранных предприятий в специальных экономических зонах будут созданы льготные условия: им будет достаточно арендовать землю и оплачивать труд рабочих, налоги в этих зонах не предусмотрены. Прибыль же от деятельности должна делиться между инвестором и государством поровну.
Вливание иностранного капитала — единственная возможность возродить практически разрушенную экономику страны и привести в Северную Корею современные промышленные технологии. Привлечение внешнего финансирования стало одной из главных целей северокорейского государства после того, как 1 марта нынешнего года ее озвучил на заседании центрального комитета Трудовой партии Кореи лидер страны Ким Чен Ын.
Однако предыдущий опыт создания специальных экономических зон на севере полуострова не вселяет оптимизма. Первые попытки пойти по этому пути, предпринятые еще в 1991 году, окончились провалом: неудачно расположенная СЭЗ Расон в нижнем течении реки Туманган на границе с Китаем так и не привлекла интерес инвесторов.
Сначала она позиционировалась как туристическо-игорная зона с работающим казино, но потом по требованию китайских властей казино закрыли, а зону «переделали» в транспортно-промышленную (на ее территории расположены три порта). В общей сложности правительство Северной Кореи шесть раз меняло условия работы инвесторов в Расоне, что не вызывало у них дополнительного энтузиазма.
Впрочем, госкомпания все же построила в 2008–2013 годах в этом регионе железную дорогу от российского города Хасан до северокорейского Раджина. Железнодорожникам пришлось обновить 54 км пути, восстановить18 мостов, 12 водопропускных труб и три тоннеля. В самом Раджине «Российские железные дороги» заканчивают строительство портового терминала для отправки на экспорт российского угля и, при изменении конъюнктуры, приема контейнеров с автозапчастями и другими товарами из Южной Кореи и Японии.
Еще одна туристическо-развлекательная СЭЗ Кымгансан начала работу в 1998 году. Кымгансан — это заповедник «Алмазные горы» с уникальной природой и необычным красивым рельефом, место, известное каждому корейцу по обе стороны границы. Его в общей сложности посетили полмиллиона южных туристов, но после того, как в 2008 году северокорейские военные застрелили южнокорейскую туристку, зона была закрыта.
СЭЗ в городе Синыйджу и вовсе не открылась из-за взаимного непонимания с китайцами, зато еще одна — совместная с Южной Кореей — относительно успешно существует в районе Кэсон последние десять лет. «Относительно успешно» — потому что по большому счету размещенные здесь предприятия получают доход только из-за благосклонности южнокорейских властей, обеспечивающих спрос на их продукцию и предоставляющих различные льготы. Южным корейцам эта зона нужна больше из политических соображений — как еще одна площадка для диалога с северными властями и как «выставка достижений капиталистического хозяйства», где работающие на местных заводах северные корейцы могут узнать, как живут их южные братья.
В июне 2011 года Северная Корея вновь начала продвигать идею создания и восстановления прежних специальных экономических зон совместно с Китаем, но со временем разговоры об этом затихли. А потом из-за ядерных испытаний в очередной раз усложнились отношения с Южной Кореей, и СЭЗ Кэсон была закрыта. Рабочие вновь появились на ее заводах лишь через несколько месяцев, в сентябре 2013 года.
Постоянные изменения правил игры, неожиданные решения северокорейского руководства по приостановке сотрудничества или отзыву рабочих с заводов в СЭЗ, трагические инциденты (убийство туристки военными) показывают, что подобное сотрудничество не отличается стабильностью. Громкие заявления не всегда превращаются в конкретные позитивные для инвесторов решения. Один из ведущих американских исследователей северокорейской экономики Брэдли Бабсон в интервью китайскому агентству «Синьхуа» выразил мнение, что «политика по отношению к зонам и нормативно-правовая база, а также их реальное применение критически важны для успеха СЭЗ».