Минэнерго рассматривает вариант прокладки морского газопровода для поставок в Южную Корею. Об этом в среду заявил министр энергетики Александр Новак в ходе экономического конгресса в южнокорейском Тэгу.
«В течение месяца может быть дана предварительная экономическая оценка морского газопровода. Может быть, в течение двух», — сообщил российский чиновник. Объемы поставок, по словам Новака, не обсуждались — все будет зависеть от экономики проекта.
При этом базовым сценарием поставок российского газа в Южную Корею, по словам Новака, остается сухопутный. «Морской вариант имеет право на жизнь, если он будет экономически целесообразен», — подчеркнул министр.
О прокладке газовой трубы в Южную Корею через территорию Северной Кореи российские власти заговорили еще в 2011 году. «Газпром» и южнокорейская Kogas даже успели подписать «дорожную карту». Предполагалось строительство газопровода протяженностью 1,1 тыс. км (начальная точка — Владивосток) и мощностью 10 млрд кубометров газа в год.
Стоимость проекта, по предварительным оценкам, должна была составить около $10 млрд. Однако после смерти Ким Чен Ира в декабре 2011 года переговоры застопорились.
«О проекте поставок газа в Южную Корею через территорию КНДР переговоры в последние месяцы не ведутся, — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к группе «Газпром». — Они возобновятся только после решения политических вопросов: новый лидер КНДР Ким Чен Ын должен определиться со своим отношением к этому проекту».
О том, что труба может быть проложена через море, на прошлой неделе упомянул российский президент Владимир Путин в ходе саммита АТЭС. Причем, если вести газопровод от Владивостока, его протяженность может оказаться значительно меньше — 650–900 км.
Однако оба варианта имеют свои недостатки. Заведующий сектором газовых рынков Института энергетики и финансов Владимир Ревенков напоминает, что строительство подводного газопровода традиционно дороже, чем прокладка по суше. «Однако наземный вариант чреват политическими осложнениями, связанными с нестабильной обстановкой в КНДР», — отмечает эксперт.
Ревенков отметил, что Азиатско-Тихоокеанский регион в целом и Южная Корея в частности весьма привлекательные рынки, на которых наблюдается высокий спрос, а следовательно, и высокие цены на энергоносители. Причем в первую очередь на газ, который в страны АТР доставляется в сжиженном виде (СПГ).
Азиатские рынки считаются премиальными, средняя цена 1 тонны СПГ там достигает $800, что значительно дороже, чем в Европе и США. Но Россия, по словам Ревенкова, продает свой сжиженный газ в АТР, в том числе и Корее, дешевле, так как контракты заключались восемь лет назад и условия пересмотра цены в них не были прописаны. «В связи с этим России нужна труба в Южную Корею, — говорит эксперт. — Будут заключены уже новые контракты с новыми ценовыми условиями».
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев напоминает, что Южная Корея — второй в мире (после Японии) потребитель СПГ (страна закупает более 30 млн тонн ежегодно). «Безусловно, Южная Корея заинтересована в диверсификации поставок, однако проводить трубу по дну нельзя — слишком высока сейсмическая опасность, нет никакой гарантии, что эта труба долго просуществует, — комментирует Танкаев. — Единственный реалистичный на сегодняшний день вариант поставок газа в Южную Корею — это все тот же СПГ».
С поставками сжиженного газа Южной Корее готова помочь «Роснефть». В рамках экономического конгресса российская компания обсудила возможность поставок сжиженного газа с южнокорейскими Kogas и STX. У «Роснефти» есть СПГ-проект с американской ExxonMobil. На Сахалине должен быть построен завод мощностью 5 млн тонн.
Однако экспорт сжиженного газа в России не либерализован, правом зарубежных поставок обладает только «Газпром». Впрочем, как ранее сообщали СМИ со ссылкой на источники, проект либерализации экспорта СПГ может быть принят уже в октябре.