Из-за высокой долговой нагрузки регионов существует риск нарушения устойчивости региональных и муниципальных бюджетов. Это нужно учесть при работе над проектом бюджета на 2014–2016 годы, говорится в заключении Счетной палаты (СП) на проект бюджета. Заключение СП направлено в Госдуму в понедельник.
Объем общего долга бюджетов регионов и муниципалитетов на 1 августа 2013 года составил примерно 1,6 трлн руб. По сравнению с 2008 годом он увеличился в 2,3 раза.
При этом в 2012 году у более чем трети регионов долг превысил 50% объема дохода регионального бюджета (без учета межбюджетных поступлений), говорится в заключении СП.
Опасения Счетной палаты вызывает тот факт, что в структуре долга регионов увеличивается доля банковских кредитов: с 25,6% до 30,3% (на 1 августа 2013 года). Рост доли банковских кредитов может отрицательно сказаться на банковской системе, указывается в заключении СП.
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что сейчас правительство проводит политику замещения коммерческих кредитов бюджетными. На конец 2012 года доля бюджетных кредитов в структуре долга регионов составляла 37%. На 2014 год на их выдачу планируется выделить 80 млрд руб.
Планы по выдаче кредитов могут оказаться невыполнимыми, отмечают эксперты. Государству придется увеличивать объем выдаваемых бюджетных кредитов. По прогнозу Карена Вартапетова из Standard&Poor's, в следующем году объем бюджетных кредитов может вырасти в два раза, до 150 млрд руб. Столько же может быть выдано и в 2013 году, не исключает он.
Суммы кредитов, которые власти планируют выдать регионам на следующий год, сопоставимы с объемами в кризисные годы.
Согласно прогнозам Standard & Poor's, к 2015 году долг регионов может удвоиться и составить 3 трлн руб. На долговую нагрузку влияет необходимость выполнения майских указов президента, а доходы бюджетов между тем сокращаются, отмечают эксперты.
На ближайшие три года на выполнение предвыборных обещаний президента в бюджете заложено 2,1 трлн руб. Эта сумма включает в себя и дотации регионам в размере 400 млрд руб. Однако это примерно треть от необходимого объема финансирования и этого явно недостаточно, говорит Вартапетов.
«Если текущая динамика исполнения бюджетов сохранится до конца года, то для выполнения указов регионам только в 2013 году дополнительно потребуется около 0,9–1% ВВП сверх уже запланированного объема помощи в 2,3% ВВП. За семь месяцев этого года расходы регионов только на зарплату бюджетникам выросли на 13%», — подчеркивает эксперт.
Один из основных источников доходов регионов – налог на прибыль – сокращается из-за снижения прибыльности предприятий. Сборы от НДФЛ в бюджеты регионов и муниципалитетов сейчас тоже ниже запланированных показателей из-за высокой доли «серого» рынка труда, констатировал на минувшей неделе Силуанов. В июне этого года он прогнозировал, что в ближайшие два года потери регионов из-за падения поступлений налога на прибыль составят 1,34 трлн руб.
Поступления от НДФЛ и налога на прибыль могут продолжить сокращаться, говорит старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Гайдара Татьяна Ищенко. «Если федеральный бюджет может заместить выпадающие доходы нефтегазовыми доходами, то у регионов такой возможности нет», — говорит эксперт.
Велик риск того, что план по доходам на ближайшие три года будет не выполнен, о чем еще 8 октября предупреждала глава СП Татьяна Голикова. Если ВВП не вырастет на запланированные 3%, то поступления по налогу на прибыль и НДС будут ниже.
Госдума планирует приступить к рассмотрению законопроекта о федеральном бюджете 25 октября.