Оказали насильную помощь

Оставить Грецию без финансовой помощи в МВФ предлагали еще три года назад

Екатерина Мереминская
Греции не нужна была помощь в том виде, в каком ее предложили кредиторы, — такого мнения еще в 2010 году придерживалась треть высшего руководства МВФ. В прессу попали секретные документы решающего совещания по выделению помощи Греции. «Прогнозы чересчур оптимистичны, а риски огромны», — предупреждали топ-менеджеры фонда.

Финансовая помощь Греции — неоправданная трата средств. Так считали в Международном валютном фонде (МВФ) еще в 2010 году, судя по документам с грифом «Совершенно секретно», попавшим в газету The Wall Street Journal. Почти треть высших руководителей МВФ, представляющих порядка 40 стран, уже тогда прямо указывали на слабые места в программе помощи и открыто представили свои опасения на заседании исполнительного совета фонда 9 мая 2010 года.

Греция попросила помощи у Евросоюза в конце апреля 2010 года, иначе стране грозило банкротство — кредитный рейтинг страны был в том же месяце понижен до «мусорного», и занять на долговом рынке не представлялось возможным. В мае тройка кредиторов одобрила выделение Афинам €110 млрд, потребовав взамен жесткой экономии, приватизации госактивов на €50 млрд к концу 2015 года и структурных реформ для повышения конкурентоспособности. В Греции прошла волна протестов, однако власти согласились принять помощь.

«Прогнозы роста (экономики Греции. — «Газета.Ru») вызывают сомнения и представляются чересчур оптимистичными, — говорилось в обращении к совету, подготовленном исполнительным директором МВФ от Швейцарии Рене Вебером к майскому заседанию. — Даже небольшое отклонение от базовых прогнозов сделает уровень долга неприемлемым на длительный срок». Ему вторил исполнительный директор от Китая Хэ Цзяньсюн: «Риски программы существенны... прогнозы роста оптимистичны». «Риски программы огромны, — написано в обращении к совету исполнительного директора от Бразилии Пауло Ногейра Батисты. —

Риски в подмене частного финансирования государственным. Проще говоря, это не спасение Греции, которой предстоят мучительные преобразования, а спасение держателей греческого долга, в основном европейских финансовых институтов».

«Масштабы сокращения бюджетных расходов без изменения денежно-кредитной политики беспрецедентные... это огромное бремя, которое экономика вряд ли потянет.

Даже если, предположим, программа будет успешно реализована, она может привести к закручиванию дефляционной спирали — падению цен, падению занятости, падению налоговых поступлений, что в конечном счете может подорвать саму программу, — опасался исполнительный директор от Индии Арвинд Вирманди. — Есть подозрения, что дефолт/реструктуризация неизбежны».

«Нужно обсудить альтернативу добровольной реструктуризации долга, — считал исполнительный директор от Аргентины Пабло Андрес Перейра. — Утвержденная стратегия будет иметь незначительное влияние на решение проблемы платежеспособности Греции. Вполне вероятно, что Греции станет хуже от реализации этой программы».

Дальнейшее развитие событий показало, что сомнения исполнительных директоров МВФ были обоснованны, мрачные прогнозы оправдались.

Греция выбилась из предписанного ей графика по сокращению госдолга и дефицита бюджета. ВВП Греции в 2012 году был на 17% ниже, чем в 2009 году. Тогда как проекты европейских кредиторов и МВФ прогнозировали сокращение на 5,5%. Этот прогноз впервые был скорректирован лишь в декабре 2011 года. Уровень безработицы в 2012 году составил 25%, тогда как изначально прогнозировалось 15%.

Экономисты МВФ в 2010 году полагали, что каждый евро сокращения бюджетных расходов приведет к потере только 50 центов из экономического роста. В 2013 году они признали, что реально экономики в этом случае теряют €1,5.

В марте 2012 года Греция провела реструктуризацию долга: 96,9% частных инвесторов согласились обменять свои облигации на новые с дисконтом в 53,5%. С учетом продленного срока погашения новых облигаций и сниженного процента по купону потери для инвесторов составили более 70%. Сделка позволила окончательно одобрить выделение второго пакета помощи на €130 млрд. Предполагалось, что частичное списание сократит госдолг Греции более чем на €100 млрд и снизит долговое бремя со 160% ВВП до 117% к 2020 году. Однако более масштабное, чем ожидалось, сокращение ВВП ухудшило это соотношение. В августе 2012 года были одобрены новые цели — 124% ВВП к 2020 году и 110% ВВП к 2022 году.

В июне 2013 года МВФ признал, что условия, поставленные Греции, были слишком суровыми и оказали негативное влияние на ее экономику.

В неожиданно самокритичном докладе МВФ пишет, что неверно просчитал последствия сокращения госрасходов для экономики в условиях уже начавшегося спада, был излишне оптимистичен в оценках шансов возвращения страны на долговой рынок и затянул реструктуризацию госдолга за счет частных кредиторов. Эксперты, пишет МВФ, переоценили потенциал греческой экономики по возвращению в нормальное русло, а также излишне оптимистично оценили способность греческих политиков выполнять условия программы и действовать в их рамках.

Новые подробности стали известны накануне нового раунда нелегких переговоров по Греции. По подсчетам МВФ, Греции необходимы дополнительные €11 млрд — €4,4 млрд в 2014 году и €6,5 млрд в 2015-м. Кроме того, фонд не исключает повторной реструктуризации. Тема очередной реструктуризации долга, как ожидается, будет обсуждаться на ежегодной встрече МВФ и Всемирного банка, которая пройдет в Вашингтоне 11–13 октября.