Инвестиционный форум, организованный «дочкой» госбанка «ВТБ Капитал», мало походил на мероприятие, где ищут пути выхода из экономического кризиса и намечают способы привлечения иностранного капитала. Ни по теме форума, ни по месту его проведения.
Какой кризис? Тема форума уже посткризисная — «Новые горизонты роста: как их достичь». Где кризис? Центр международной торговли, предлагающий услуги чистильщика обуви за 500 рублей. Равно как и чашку кофе.
Владимир Путин, принявший участие в работе форума в среду, не разочаровал организаторов. Диагноз, который президент поставил мировой экономике, звучал обнадеживающе.
«Острая фаза кризиса преодолена, текущие риски более или менее взяты под контроль», — сообщил президент. Но, видимо почувствовав, что публика в зале решит, что можно расслабиться, добавил, что надежды на быстрое выздоровление глобальной экономики, конечно, если у кого-то и были, то не оправдываются.
Замедление темпов роста ощущают практически все страны, включая, конечно, и Россию, уточнил Путин. Ключевой (или, как выразился Путин, узловой) вызов – низкая эффективность. Например, госрасходы.
Производительность труда тоже низкая, многие трудятся неэффективно. Мы более чем в два раза уступаем развитым экономикам по производительности труда, она выросла только на 3,1% по итогам прошлого года.
«Сегодняшние темпы роста производительности труда не только не сокращают отставание от лидеров по эффективности, а фактически означают консервацию экономики, точнее ее однобокую структуру и сырьевой характер», — сказал Путин, поставив задачу удвоения производительности.
По мнению Путина, пример эффективной работы прежде всего должно показать государство. В проекте бюджета на 2014–2016 годы ужимаются неэффективные расходы, программы, которые не дают адекватной отдачи.
Госкомпании, инфраструктурные монополии тоже должны доказать свою эффективность. Выезжать за счет ежегодного роста тарифов больше не получится. Решение заморозить тарифы Путин назвал «ясным сигналом госкомпаниям: нужно работать над своей эффективностью», не сокращать инвестпрограммы, а выполнять их в запланированном объеме за счет снижения внутренних издержек.
Наконец, Путин посоветовал правительству не переносить далее 2015 года реализацию «дорожных карт» по улучшению делового климата, разработанных Агентством стратегических инициатив. Ранее конечным сроком для «дорожных карт» назывался 2018-й – год президентских выборов.
Но совсем уж обойти вниманием эту дату Путин не смог, увязав ее с основной темой форума — инвестициями.
Суммарный объем инвестиций в российскую экономику к 2018 году должен составить 27% ВВП – поставил задачу президент.
А возможно, и кандидат в президенты-2018. Но углубляться в эту тему он не стал, поскольку объем прямых иностранных инвестиций в экономику России все равно растет. «За шесть месяцев текущего года поступило почти $55 млрд, что в три раза превышает величину притока прямых инвестиций за соответствующий период 2012 года», — отметил Путин.
Магия цифр заворожила зал. Представители бизнеса слушали президента очень внимательно. Несмотря на то что большинству из них, исследующих Россию, наверняка известна другая статистика. По прогнозу Минэкономразвития, отток капитала из России в этом году составит $70–75 млрд. Сначала предполагалось, что будет приток. Потом прогноз скорректировали на отток до $10 млрд. В середине года прогноз по оттоку увеличили в пять раз, затем в семь раз. Тоже магия?
Сомневающимся в перспективах России Путин напомнил другую статистику. По данным ОЭСР за 2012 год, объем ВВП России по паритету покупательной способности составил $3,373 трлн, а ВВП Германии — $3,378 трлн. «Понятно, мы действительно вплотную подошли к Федеративной Республике по этому показателю. Наш ВВП на душу населения и уровень потребления сопоставимы с рядом государств Евросоюза», — сообщил Путин. Не назвав, правда, какие государства он имеет в виду. По объему ВВП мы вплотную подошли к тому, чтобы стать первой экономикой Европы и пятой экономикой мира, уточнил президент.
В президиуме кроме модератора и главы ВТБ Андрея Костина рядом с президентом сидели западные инвесторы, на которых остальные участники форума должны были брать равнение. Это Кристина Стенбек, глава шведской семейной фирмы «Инвестмент ЭйБи Кинневик». Правда, она недавно избавилась от одного из своих крупнейших активов в России – компании «Теле-2», продав ее банку ВТБ за $2,5 млрд.
Второй приглашенный гость – Лоуренс Хо, предправления «Мелко интернешнл девелопмент лимитед» из Макао. Он посоветовал российскому правительству развивать туризм, досуг и «сферу релаксации». Под этой сферой, как выяснилось, он имел в виду игорный бизнес, фактически запрещенный в России, если не считать особых игорных зон в малодоступных уголках России. Господин Хо пообещал развить игорную сферу в Приморье, вложив туда $8 млрд. Это столько же, сколько в год зарабатывают все казино Лас-Вегаса.
Костин в ответ посоветовал предпринимателю из Макао сначала поддержать программу сохранения дальневосточного тигра и экотуризм. А потом уже браться за строительство приморского Лас-Вегаса. Господин Хо согласился.
Перешли к сессии вопросов из зала.
Вопрос, заслуживший аплодисменты участников, касался освобождения участников протестного движения. По мнению коллеги из Wall Street Journal, задавшего этот вопрос, освобождение политзаключенных будет ясным сигналом западным компаниям об улучшении инвестиционного климата в России. Второй вопрос, также одобренный залом, был о «конфискации пенсионных накоплений россиян в пользу бюджета». «Аплодисменты, как будто у нас тут съезд КПСС», — отреагировал Путин.
По поводу политзаключенных Путин сказал, что их судьба решается в рамках действующего законодательства. А отнимать накопления будущих пенсионеров никто не собирается. Но власть не хочет повторения ситуации с обманутыми дольщиками. Владельцы негосударственных пенсионных фондов, созданных при крупных компаниях, ведут свой бизнес непрозрачно.
Зреет конфликт, власть обязана вмешаться. Все негосударственные пенсионные фонды будут проверены. Речи о сворачивании системы пенсионных накоплений не идет, заверил Путин.
В кулуарах форума Андрей Костин, отвечая на вопрос «Газеты.Ru», не показалась ли ему атмосфера форума слишком благостной на фоне замедления экономического роста в России, сказал, что атмосфера была не благостная, а абсолютно деловая. «Была открытая дискуссия. Было много иностранных гостей, мы никого не готовили специально – вы же видели. Гости задавали вопросы обо всем, что их интересует. Президент дал на них очень честные ответы, — сказал Костин, добавив: — Мы, россияне, часто более критически оцениваем ситуацию в России, чем иностранцы».
Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев уверен, что иностранные инвесторы проявляют интерес к инфраструктурным проектам в России, к строительству Центральной кольцевой автодороги. Но к проекту строительства скоростной железнодорожной ветки Москва — Нижний Новгород — Казань пока не проявляют интереса: проект не просчитан до конца. В частности, департамент финансов Абу-Даби принял решение направить до $5 млрд инвестиций в российскую инфраструктуру.
В скором времени будет объявлено о создании пула российских и западных инвесторов, которые будут вкладывать средства в инфраструктурные проекты, одобренные Кремлем.