Совет директоров Банка России 27 сентября принял решение о повышении «целевого ориентира» по инфляции на 2014 год до 5,0% вместо прежних 4,5%. Эта цифра будет содержаться в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» ЦБ, о чем говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей Центробанка.
«Указанное решение принято в связи с уточнением Банком России основных параметров прогноза развития экономики России вследствие изменения подхода к индексации регулируемых цен (тарифов) на услуги естественных монополий для населения в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2013 года», — следует из сообщения.
ЦБ надеялся сбить инфляцию до 4,5% уже в следующем году (после запланированных на нынешний 6%), руководствуясь намерением властей отказаться от традиционной индексации (повышения) расценок на услуги естественных монополий —
поставщиков газа, электроэнергии, тепла, воды, железнодорожных перевозок и т.д. — в 2014 году. Чаще всего такие индексации опережают даже официальные данные по росту потребительских цен, в связи с чем этот фактор считается одним из основных при сохранении повышенного уровня инфляции в России.
Регулярное повышение расценок на услуги, которые у нас, как официально считается, могут оказывать лишь монополисты, вносило вклад как в дополнительный рост расходов населения, так и в издержки предприятий промышленности и сферы услуг, которые пользуются этими услугами в своей деятельности.
Последний компонент — инфляция издержек — гораздо вреднее, чем всем знакомая потребительская,
поскольку она, во-первых, закладывает рост цен с начала производственно-потребительской цепочки, оказывая более значительное искажающее влияние на более широкий спектр компонентов экономики, и кроме того, с ней труднее бороться.
Cейчас власти считают близкий к нулю темп роста ВВП главной экономической проблемой и решили умерить аппетиты монополий хотя бы в отношении услуг предприятиям. В этой ситуации население оказалось крайним.
Услышав об угрозе замораживания тарифов, монополии попытались откровенно шантажировать правительство угрозами резкого сокращения своих инвестиционных программ. И власти пошли на компромисс: для населения в 2014 году тарифы снова будут повышены, правда, более умеренными темпами, чем в прежние годы, — на уровень 70% инфляции 2013 года.
Ожидается, что инфляция по итогам года придет к величине 6%, значит, тарифы для населения возрастут примерно на 4,2%. И этого достаточно, чтобы ЦБ был вынужден увеличить темп ожидаемой инфляции на 0,5 процентного пункта. При этом
Банку России не стоит и пытаться не превышать в 2014 году заданную ранее 4,5-процентную планку, поскольку это потребовало бы ужесточения монетарной политики, что могло бы способствовать рецессии.
«По оценке Банка России, в условиях указанного повышения тарифов для населения достижение целевого ориентира по инфляции в 4,5% в 2014 году потребовало бы проведения более жесткой, чем изначально планировалось, денежно-кредитной политики в краткосрочной перспективе с соответствующими рисками для экономического роста», — говорится в сегодняшнем сообщении ЦБ.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже предупреждала о возможности такого пересмотра прогноза, как только стало известно о решении экономических властей. «Инфляцию в 4,5–4,6% на 2014 год мы прогнозировали без ужесточения денежно-кредитной политики, которая негативно отразится на экономическом росте, могли достичь только при нулевом росте тарифов на ЖКХ, — приводит ее слова агентство «Интерфакс». — Если этот рост пересматривается до 4,2%, то, соответственно, инфляция может быть только другой. Либо мы вынуждены будем ужесточать денежно-кредитную политику, что не очень хорошо в нынешней экономической ситуации. Я поэтому просила бы в прогнозе вот эти величины досогласовать на 2014 год».
Министерство экономического развития (МЭР), которое официально принимало решение о тарифах естественных монополий, свой прежний прогноз цен корректировать не намерено, и он теперь становится более умеренным, чем у ЦБ, — 4,8%.
«Ничего не будем пересматривать, и тарифы тоже, — заявил сегодня глава МЭР Алексей Улюкаев в кулуарах инвестиционного форума в Сочи. — У нас совершенно выверенный прогноз, мы в нем уверены, считаем его достижимым».
Независимые эксперты опасаются, что в 2014 году цены вырастут еще сильнее, чем предполагает ЦБ.
«Мы думаем, что и в следующем году будет сложно удержаться в данных рамках (до 5%), так как это потребует от ЦБ РФ дополнительных механизмов оптимизации кредитно-денежной политики, новых реформ и т.д.», — указывают аналитики банка «Глобэкс». По оценке Международного валютного фонда (МВФ), показатель достигнет 5,3%, отмечают они.
«ЦБ РФ известен своим сдержанным подходом к оценке инфляции, — отмечает аналитик «БКС Форекс» Дмитрий Тремасов. —
Если регулятор планирует инфляцию на уровне 5% на 2014 год, то следует ожидать ее где-то на уровне 6%».
«Оправданными мерами регулирования экономики сейчас были бы контроль за расходами госкорпораций и инвестиции в инфраструктуру, благо прибыли от дорогой нефти пока позволяют это делать», — предлагает Тремасов. При этом большая роль монополий в экономике России препятствует реформированию их деятельности в краткосрочном плане.
Заморозка тарифов монополий действительно приведет к сворачиванию их инвестиционных программ, что неблагоприятно отразится на общей экономической ситуации в стране и может стоить России от 0,5 до 1% ВВП в годовом выражении в зависимости от схемы реализации фиксации тарифов, считает Тремасов. Кроме того, снизятся доходы бюджета, что помимо прочего приведет к дальнейшему ослаблению рубля. «Уже сейчас участники валютных торгов закладывают в своих операциях спекулятивные цели в 34 руб. на конец 2013 года, а конец 2014 года биржевики видят на уровне 36 руб. за $1», — прогнозирует аналитик. Поэтому
в текущей ситуации инфляция в России не является основной экономической проблемой и борьба с ней, скорее всего, носит популистский характер, заключает он.