Белорусские власти изменили меру пресечения главе «Уралкалия» Владиславу Баумгертнеру. Топ-менеджер помещен под домашний арест и в настоящее время содержится в съемной квартире в Минске под круглосуточным наблюдением оперативников белорусского КГБ. Об этом в четверг сообщает РИА «Новости» со ссылкой на адвоката Баумгертнера Алексея Басистова. По словам последнего, мера пресечения была изменена неожиданно.
Также сообщается, что к Баумгертнеру допущена его мать, прилетевшая в Минск в надежде на свидание с сыном в следственном изоляторе. В «Уралкалии» «Газете.Ru» подтвердили, что Баумгертнер переведен под домашний арест, однако от комментариев отказались. «Прайм» со ссылкой на одного из адвокатов Баумгертнера сообщил, что топ-менеджер, вероятнее всего, самостоятельно оплачивает свое содержание под домашним арестом, так как по белорусскому законодательству домашний арест за счет государства не предусмотрен.
Владислав Баумгертнер был арестован 26 августа в Минске, куда приехал по приглашению белорусского премьер-министра Михаила Мясниковича. Российский топ-менеджер был приглашен на переговоры по поводу прерванного сотрудничества «Уралкалия» и «Беларуськалия» (в конце июля «Уралкалий» заявил, что прекращает экспорт удобрений через российско-белорусское СП «Белорусская калийная компания» (БКК), что обрушило рынок калия и привело к падению котировок производителей удобрений). Баумгертнер был задержан по окончании переговоров в аэропорту Минска.
Следственный комитет Белоруссии обвинил главу «Уралкалия» и ряд менеджеров компании в злоупотреблении властью и служебными полномочиями в рамках их деятельности в БКК.
Баумгертнер, занимавший пост главы наблюдательного совета БКК, был взят под стражу, по белорусским законам ему может грозить от трех до десяти лет лишения свободы.
Член наблюдательного совета компании Олег Петров, первый замгендиректора БКК Константин Солодовников, замгендиректора по финансам Игорь Евстратов и начальник фрахтового отдела Дмитрий Самойлов были объявлены в розыск, в том числе по линии Интерпола. Позднее белорусский СК также объявил в международный розыск крупнейшего акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова.
По версии белорусских следователей, сценарий разрыва отношений «Уралкалия» с БКК был разработан фигурантами дела еще в 2011 году. Якобы уже тогда они прогнозировали, что в результате их действий случится обвал мирового калийного рынка, и готовили условия для извлечения максимальной выгоды.
«Уралкалий» неоднократно опровергал выдвинутые белорусской стороной обвинения. Глава совета директоров компании Александр Волошин назвал их противоречащими здравому смыслу и не выдерживающими никакой критики. Адвокаты Баумгертнера дважды просили изменить ему меру пресечения, но до сегодняшнего дня белорусские власти на это никак не реагировали.
Сотрудники «Уралкалия» в четверг направили Александру Лукашенко обращение с просьбой освободить Баумгертнера. Документ подписали более 6 тыс работников предприятия.
«Мы все надеемся на скорейшее освобождение генерального директора компании – и я уверен, что поддержка, выраженная трудовым коллективом «Уралкалия», имеет в этой ситуации исключительно важное значение», — заявил и.о. гендиректора компании Виктор Беляков
«Под стражу в ходе расследования заключают с тем, чтобы обвиняемый не смог оказать влияние на ход следствия, — комментирует партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. — Очевидно, белорусские власти сочли, что Баумгертнер на следствие повлиять не сможет, и предоставили ему относительную свободу, разрешили некоторые контакты».
В понедельник российский президент Владимир Путин встретился с белорусским лидером Александром Лукашенко в рамках саммита ОДКБ. В ходе встречи обсуждался также вопрос «Уралкалия», однако, как позднее заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, «тема затрагивалась очень кратко». Также калийный вопрос обсуждался на встрече российского премьера Дмитрия Медведева с Михаилом Мясниковичем, которая состоялась в среду.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что говорить о завершении калийного конфликта еще рано.
«Но Лукашенко уже сделал первый шаг навстречу, — говорит политолог. — Теперь белорусский президент ждет, когда будет окончательно решен вопрос с владельцем «Уралкалия».
Дело в том, что ключевой фигурой в российско-белорусском калийном противостоянии является отнюдь не Баумгертнер, а Сулейман Керимов. Именно он, став владельцем «Уралкалия», начал прицениваться к «Беларуськалию» — крупнейшему поставщику валюты в белорусский бюджет. Лукашенко столь ценный актив отдавать не захотел, назначив за него неадекватную цену $30 млрд, в то время как рынок оценивал «Беларуськалий» по меньшей мере вдвое дешевле. Керимов был вынужден отказаться от сделки, однако, как ранее говорили «Газете.Ru» белорусские источники, бизнесмен остался для Лукашенко практически личным врагом, посягнувшим на президентский контроль над ключевым активом, а впоследствии — разорвавшим отношения с «Беларуськалием».
Информация о том, что Сулейман Керимов продает свою долю (21,75%) в «Уралкалии», появилась еще 7 сентября, такое сообщение опубликовал на своей странице в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) адвокат Александр Добровинский. По версии «очень серьезного источника», на который ссылался Добровинский, покупателем стал «некий банкир К.» из Санкт-Петербурга, «возможно, экс-глава Госстроя, бывший владелец 75% акций Промстройбанка Владимир Коган». На следующий день «Нафта-Москва» опровергла информацию о продаже «Уралкалия».
Позднее журнал Forbes со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве сообщил, что в выкупе доли Керимова заинтересованы также владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и основатель «Русснефти» Михаил Гуцериев. Евтушенков в понедельник заявил, что «за этим ничего не стоит». Также сообщалось, что Керимов ведет переговоры о продаже своей доли в «Уралкалии» с предпринимателем Аркадием Ротенбергом. Причем Керимов якобы хотел продать свои акции со значительной премией к рынку — свой пакет он оценивает в $4,5 млрд. На тот момент пакет Керимова стоил $3,69 млрд.
Позднее «Прайм» со ссылкой на источник заявил, что долю Керимова покупает все же Коган, сумма сделки составила $3,7 млрд, причем первый транш уже переведен. Однако затем появилась неподтвержденная информация, что в покупке «Уралкалия» заинтересованы «Роснефть» и ее основной акционер «Роснефтегаз». Источники «Газеты.Ru» сообщали, что сделка будет проведена «Роснефтью» через специально созданную компанию.
В среду агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что долей Керимова интересуется группа ОНЭКСИМ, подконтрольная Михаилу Прохорову. Представитель группы от комментариев отказался, однако позднее «Прайм», также ссылаясь на источники, сообщил, что ОНЭКСИМ действительно присматривается к активу, но цена пока слишком высока.
«Лукашенко дожидается смены основного владельца «Уралкалия», — уверен Алексей Макаркин. — Лично к Баумгертнеру у белорусского президента нет столь негативного отношения».