«Газпром» считает нецелесообразным проект строительства завода по сжижению природного газа (СПГ), который «Роснефть» реализует на Сахалине. Как заявил в среду глава управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов, имеющихся в наличии объемов газа с сахалинских месторождений не хватит для загрузки предприятия.
«Я как раз и хочу сказать, что не надо строить завод, — заявил Тимошилов в ходе пресс-конференции в Южно-Сахалинске. — Много инфраструктуры уже построено, и нет необходимости, на наш взгляд, строить еще дополнительную».
По словам Тимошилова, если новая инфраструктура будет относиться к проектным затратам (речь идет о проекте «Сахалин-1» на шельфе Сахалина; его оператором выступает ExxonMobil, владеющая 30%, «Роснефти» и индийской ONGC принадлежат по 20%, еще 30% владеет японский консорциум SODECO), то государству придется возмещать эти затраты, что, по мнению «Газпрома», нерационально. Тимошилов говорит, что 8–10 млрд кубометров газа с «Сахалина-1» было бы рациональнее направить на СПГ-завод, работающий в рамках проекта «Сахалин-2», 50% плюс одна акция в котором принадлежит «Газпрому», 27,5% — Royal Dutch Shell, а японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% акций соответственно.
«Газпром» всегда сильно волнуется по поводу чужого газа, — комментирует ситуацию ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Стратегическая задача компании — всеми возможными способами увеличивать запасы газа на своем балансе».
«Мы благодарим наших партнеров и конкурентов за то, что они постоянно обращают внимание рынка на то, какие масштабные и усиливающие позиции компании проекты реализует «Роснефть», — издевательски отметил в ответ на заявление Тимошилова представитель нефтяной компании. — Это говорит о том, что компания двигается в правильном направлении и реализует проекты, которые потенциально изменят рынок не в пользу конкурентов, что не может не вызывать у них беспокойства».
«Роснефть» планирует построить завод по сжижению газа в альянсе с американской ExxonMobil. Как ранее говорил глава госкомпании Игорь Сечин, первая очередь завода позволит производить 5 млн тонн СПГ в год. Плановая мощность предприятия — 10 млн тонн. Инвестиции в проект оцениваются в $15 млрд. По словам Сечина, поставки СПГ с завода начнутся не позднее 2018 года.
«Ресурсная база у нас есть, — говорил Сечин. — «Роснефть» располагает 600 млрд кубометров газа, плюс идут переговоры с Exxon: они могут предоставить 500 млрд кубов».
На начальном этапе сырье для завода должен поставлять именно проект «Сахалин-1». В дальнейшем к обеспечению завода сырьем будут привлечены соседние проекты с участием «Роснефти» — «Сахалин-3» и «Сахалин-5». Рынками сбыта для предприятия «Роснефти» должны стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Япония и Китай. Кстати, по поводу «Сахалина-3» Виктор Тимошилов заявил, что газовые запасы этого проекта также недостаточны для обеспечения СПГ-завода «Роснефти» и «Газпром» может рассмотреть возможность их выкупа.
Представитель «Роснефти» подчеркнул, что проведенная российской госкомпанией и ExxonMobil многоуровневая оценка целесообразности реализации проекта завода СПГ позволила сделать выводы о его эффективности. Кроме того, проект уже получил одобрение на всех уровнях, в том числе и со стороны президента и правительства Российской Федерации.
«Партнеры не нуждаются в дополнительных оценках со стороны конкурентов», — заявил представитель нефтяной компании.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что в России соображения экономической целесообразности зачастую приносятся в жертву интересам конкурирующих госкомпаний. «Дело даже не в том, что «Роснефти» может не хватить ресурсов, хотя действительно есть сомнения по поводу того, насколько долго смогут партнеры поддерживать добычу на Сахалине на том уровне, который требуется для обеспечения завода, — поясняет глава ФНЭБ. — Сама экономическая логика подсказывает, что наращивать мощности уже существующего завода «Газпрома» гораздо проще, чем строить новое предприятие с нуля».
Кроме того, Симонов отметил, что завод «Газпрома» выходит в порт Корсаков — единственный незамерзающий порт на Сахалине, что облегчает поставки СПГ. У «Роснефти» такого не будет. «Стоит также отметить, что партнер «Газпрома» Shell является мировым лидером в секторе СПГ, использующим самые передовые технологии, — рассказывает эксперт. — А какие технологии будет использовать «Роснефть», пока непонятно».
По словам главы ФНЭБ, для «Роснефти» вопрос завода СПГ не столько экономический, сколько политический.
«Сейчас Игорь Сечин хочет продемонстрировать Владимиру Путину, что его компания гораздо эффективнее «Газпрома», быстрее справляется со своими проектами, — говорит Симонов. — Сечин действует сверхагрессивно, и это вызывает раздражение его оппонентов».