«Роснефть» приобрела долю в нефтегазовой компании «СеверЭнергия», работающей в Ямало-Ненецком автономном округе. Госкомпания получила контроль над 19,6% «СеверЭнергии» через компанию Arctic Russia B.V. Контрольный пакет (51%) «СеверЭнергии» принадлежит компании «Ямал развитие» (СП «Новатэка» и «Газпром нефти»).
«Роснефть» купила 40% Arctic Russia у итальянской Enel, заплатив $1,8 млрд. Оставшиеся 60% (и через них — 29,4% «СеверЭнергии») контролирует Eni, также зарегистрированная в Италии.
«СеверЭнергия» — нефтегазовая компания, через свои структуры владеющая рядом лицензий на разработку месторождений в ЯНАО. Общие запасы «СеверЭнергии», по разным оценкам, составляют 1–1,3 трлн кубометров газа и 330–550 млн тонн нефти.
В своем сообщении, опубликованном во вторник, «Роснефть» заявляет, что сделка позволит существенно увеличить извлекаемые запасы, а также создаст устойчивую платформу для последовательной реализации газовой стратегии компании, направленной на увеличение добычи газа до 100 миллиардов кубометров в год и превращение «Роснефти» в крупнейшего независимого производителя газа в Российской Федерации.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что приобретение доли в «СеверЭнергии» будет иметь мультипликативный эффект для дальнейшего роста и «позволит генерировать дополнительные синергии от совместного развития активов в периметре ямальского газового кластера».
«Роснефть» приобретает актив по цене $3 за баррель нефтяного эквивалента доказанных запасов, — комментирует Виталий Крюков из ИФД «КапиталЪ». — Безусловно, цену нельзя назвать низкой, однако с учетом того, что госкомпания приобретает действующий актив с растущей добычей и практически нулевыми рисками, цена рыночная».
Крюков напомнил, что «Роснефть» уже заключила с потребителями ряд крупных договоров на поставку газа.
«Теперь компании нужно добирать объемы, так как ее собственная газодобыча на данный момент меньше, чем того требуют заключенные контракты», — поясняет аналитик.
Он отметил, что геологоразведкой «Роснефти» в такой ситуации заниматься невыгодно, так как на обеспечение контрактов в таком случае просто не хватит времени, и поэтому компания покупает действующие активы, как, например, это произошло с «Итерой» (в 2012 году газовый бизнес группы «Итера» был фактически выделен в совместное предприятие с «Роснефтью», где госкомпания получила 51%. В начале июля 2013 года «Роснефть» консолидировала 100% НГК «Итера», купив 49% компании за $2,9 млрд).
В начале года вице-президент «Роснефти» Влада Русакова говорила, что действующие месторождения компании к 2020 году будут давать 47 млрд кубометров газа, еще более 50 млрд кубов будет добываться на новых месторождениях. По состоянию на начало этого года «Роснефть» уже законтрактовала 72 млрд кубометров газа. Это около 10% российского потребления. По словам Русаковой, к 2020 году «Роснефть» будет занимать 20% внутреннего рынка. При этом добыча компании в текущем году (с учетом газовых активов «Итеры» и ТНК-ВР), по словам Русаковой, составляет лишь 40 млрд кубометров.
«Не исключено, что для обеспечения своих контрактов «Роснефть» захочет увеличить долю в «СеверЭнергии», приобретя и пакет Eni, — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. — Также возможно, что компания захочет выкупить у «Газпрома» 49% «Пургаза» (СП «Газпрома» и «Итеры», владеет лицензией на разработку Губкинского месторождения в ЯНАО, запасы которого оцениваются в 415 млрд кубометров газа)».
Представитель «Роснефти» заявил «Газете.Ru», что компания намерена развивать газовый бизнес и в рамках этого развития готова рассматривать любые предложения. «И реализовывать их, если они будут отвечать интересам акционеров», — сказал собеседник «Газеты.Ru».