Выступая 23 сентября на заседании комиссии по экономическим и валютным вопросам Европарламента, глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги анонсировал сохранение нынешней мягкой денежно-кредитной политики. Он подтвердил прежние обещания в обозримом будущем сохранять минимальные базовые процентные ставки. Это позволяет низкая инфляция: по оценкам ЕЦБ, она будет ниже целевого уровня 2% в еврозоне в течение продолжительного периода времени.
Продолжится при необходимости и щедрое предоставление денег финансовому сектору.
Хотя, по словам Драги, темпы возвращения займов банками указывают на то, что финансовые институты стали менее зависимы от ликвидности, которую предоставляет ЕЦБ, «исчезновение излишков ликвидности может создать повышательное давление на рыночные ставки заимствования; ЕЦБ готов применить все инструменты, включая LTRO, если потребуется». Программа LTRO (Long Term Refinancing Operation) — это долгосрочное рефинансирование банков Центробанком под низкий процент.
В еврозоне программа снабжения долгосрочной ликвидностью банковской системы была запущена в декабре 2011 года на три года и стоила €489,2 млрд (около $660 млрд по нынешнему курсу).
При этом Драги довольно изящно обошелся и с такой животрепещущей проблемой, как помощь Греции. Вопрос о том, испытывает ли Греция потребность в третьем пакете финансовой помощи, он назвал преждевременным — ЕЦБ считает, что в настоящее время госдолг Греции находится на устойчивом уровне, — но добавил, что решение в этой области будет зависеть в том числе от возможности страны расширить себе доступ к рынкам капитала к концу следующего года. «Заранее эту ситуацию очень тяжело предсказать», — отметил глава ЕЦБ.
«Если говорить о Греции, то пока происходит лишь весьма незначительное замедление темпов сокращения ВВП, — отмечает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. — Во втором квартале 2013 года сокращение ВВП составило 4,6% год к году, тогда как год назад ВВП сокращалось быстрее, более чем на 6% год к году».
И если Греция не сможет заимствовать на свободном рынке, ей еще может понадобиться дополнительная помощь «тройки кредиторов», подчеркнул аналитик.
Но в долгосрочной перспективе Центробанк и вовсе планирует выйти из «тройки кредиторов» проблемных стран еврозоны (включает помимо него Международный валютный фонд и Еврокомиссию). Сейчас «тройка» оценивает финансово-экономическую ситуацию и исполнение требований кредиторов в Португалии, Ирландии, Греции, Испании и на Кипре. Цель ЕЦБ выйти из «тройки» понятна, так как это все-таки были своего рода беспрецедентные меры спасения экономики еврозоны, отмечает Бирг.
Зато ЕЦБ получает право надзорных функций над всей банковской системой. Еврокомиссия приняла законопроект по единому надзору 12 сентября 2012 года, через год его согласовал Европарламент. ЕЦБ начнет осуществлять свои надзорные функции через год после публикации закона в официальном журнале ЕС, напомнил Драги.
Оценка качества активов и стресс-тесты коснутся крупных банков, за которыми ЕЦБ будет надзирать напрямую. «Речь идет более чем о 130 банковских группах, покрывающих около 85% активов банковской системы еврозоны», —
оценил Драги. «Участие ЕЦБ в мониторинге состояния крупных и важных кредитных организаций направлено на предотвращение возникновения структурных проблем в финансовом секторе еврозоны в дальнейшем и способно оказать благотворное влияние на европейский банковский сектор», — оценивает Бирг.
Но при этом ЕЦБ не желает брать на себя роль разгребателя проблем слабых банков. Функции по оценке состояния банка и процедуре его оздоровления должны быть разделены в еврозоне, считает Драги.
«Момент оценки жизнеспособности определенного финансового института и то, как позаботиться о нем, — это две разные задачи, которые должны решаться разными институтами», — подчеркнул он. В Евросоюзе обсуждается создание единого механизма работы с проблемными банками (single resolution mechanism; SRM). Еврокомиссия предлагает активировать его с 1 января 2015 года, с чем согласен ЕЦБ. Драги видит роль своего ведомства в том, чтобы оно сигнализировало о возможной нежизнеспособности конкретного банка, а SRM будет определять, что делать с этим институтом. «Он может быть рекапитализирован, объединен с другим, — перечислил Драги. — Есть множество разных путей».
Рынки позитивно оценили сегодняшнее выступление. По замечанию службы финансово-экономической информации агентства «Интерфакс»,
на заявлении Драги о готовности прибегнуть к очередному раунду LTRO доходность эталонных десятилетних гособлигаций Германии упала на 2 базисных пункта, до 1,92%, доходность двухлетних бондов ФРГ снизилась также на 2 базисных пункта, до 0,19%. Это уменьшение доходности облигаций свидетельствует о снижении оценки инвесторов предполагаемых рисков определяющей финансовой системы еврозоны — немецкой.
Вопрос о том, вышла ли уже еврозона из рецессии и не охватит ли ее в ближайшем будущем новая волна финансового кризиса, остается открытым.
«В отличие от ФРС, где речь уже идет предметно о некотором сворачивании мягкой монетарной политики, дела в еврозоне несколько хуже и речь об этом пока не идет», — заключает Бирг.