Премьер-министр Украины Николай Азаров в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что ориентировочная себестоимость одной тысячи кубометров сланцевого газа на скважине не должна превысить $160, а розничная цена составит более $200.
«Это конкурентная цена для страны, которая позволит промышленности не только выжить, но и успешно развиваться», — подчеркнул Азаров.
По его словам, запасы сланцевого газа на Украине составляют около 4,5 трлн кубометров. По оценке премьера, стране их должно хватить на 100–150 лет. Азаров заявил, что риски, связанные с добычей сланцевого газа (в основном они связаны с экологией: применяемая при добыче газа из сланца технология гидроразрыва несет с собой угрозу загрязнения химикатами. — «Газета.Ru»), будут сведены к минимуму — при условии, что технологии добычи не будут нарушены.
Украина уже несколько лет пытается пересмотреть газовые контракты с Россией, заключенные еще Юлией Тимошенко. Николай Азаров неоднократно называл условия действующих договоров «кабальными». По их условиям при расчете цены на газ учитывается цена мазута и газойля за предшествующие девять месяцев. Причем для определения цены нефтепродуктов за основу был взят рынок Италии, где цены одни из самых высоких в Европе.
В госбюджете Украины на 2013 год цена российского газа заложена на уровне $421 за одну тысячу кубометров. Это дороже, чем у большинства европейских клиентов «Газпрома». Из-за дороговизны российского газа Украина последовательно сокращает его закупки: за восемь месяцев 2013 года Киев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократил закупки на 29% (6,1 млрд кубометров), до 15,3 млрд кубов.
Кроме того, Украина активно развивает собственную добычу, в том числе нетрадиционного газа. Украинским сланцем заинтересовались иностранные инвесторы, 12 сентября британо-нидерландская Royal Dutch Shell подписала операционное соглашение по добыче сланцевого газа с украинской компанией «Надра Юзовская». Стороны на условиях соглашения о разделе продукции будут разрабатывать Юзовское месторождение (располагается на территории Донецкой и Харьковской областей), запасы которого, по оценкам, превышают 4 трлн кубометров. Для сравнения, мировое потребление газа составляет, по разным оценкам, 3 — 3,3 трлн кубов в год. Shell планирует направить на геологоразведку более $500 млн, в целом инвестиции компании в проект оцениваются примерно в $10 млрд.
Ключевым вопросом добычи газа из сланца является как раз ее себестоимость, из-за которой сланцевые проекты могут оказаться нерентабельными. Так, летом прошлого года американская ExxonMobil отказалась от сланцевых проектов в соседней с Украиной Польше, признав их нерентабельными.
«Себестоимость украинского «сланца» выяснится только после начала его добычи, — комментирует глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — С другой стороны, цена российского газа столь высока, что у украинского топлива есть хорошие шансы стать конкурентоспособным».
Председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик также отмечает, что добывать сланцевый газ в любом случае будет дешевле, чем закупать его у России по текущим ценам. Эксперт указал, что в той же Польше один из участков по добыче «сланца» уже вышел на стабильную добычу и должен выйти на рентабельность через один-два года. Боровик говорит, что окончательно себестоимость определится через год-два, так как Shell пока пробурила только первые скважины.
«В США удалось выйти на себестоимость ниже $100 за одну тысячу кубометров, в Европе себестоимость составляет около $200, — рассказывает эксперт. — Украина сможет использовать различные плюсы, включая дешевую рабочую силу». Розничную цену, по словам Боровика, будет определять рынок.
Ранее глава украинского минэнерго Эдуард Ставицкий говорил, что Юзовское месторождение способно давать не менее 7–8 млрд кубометров в год, а по оптимистичному сценарию — до 20 млрд кубов.
Если себестоимость добычи действительно окажется ниже, чем цены «Газпрома», российская компания может потерять доходы от продажи этих объемов. Исходя из действующей цены и консервативного сценария, потери могут составить порядка $2,94 млрд.
Ранее аналитики отмечали, что для сохранения украинского рынка газа Россия может пойти на ценовые уступки. На сегодняшний день из европейских контрагентов «Газпрома» скидки не получили только Украина и Литва, причем с литовцами, как сообщалось, переговоры о снижении цены вышли на финальную стадию.