Хор монопольных угроз

«Транснефть» присоединилась к когорте естественных монополий, которые предупреждают о последствиях заморозки тарифов на свои услуги

Алексей Топалов
В борьбу за тарифы включилась «Транснефть». Компания заявляет, что заморозка тарифов монополий угрожает ее инвестпрограмме. По словам экспертов, «Транснефть» предупреждает о том, что могут быть не выдержаны сроки в ряде ключевых проектов — например, по расширению трубы ВСТО, которое необходимо «Роснефти» для наращивания поставок в Китай. Заморозка тарифов должна, в частности, снизить инфляцию, но в этом плане «Транснефть» отличается от других монополий — ее тарифы на инфляцию практически не влияют, так как компания не оказывает услуги населению.

«Транснефть» предупреждает, что из-за заморозки тарифов естественных монополий, которую власти планируют ввести в 2014 году, инвестиционная программа компании может быть пересмотрена в сторону сокращения. Причем речь идет не только о следующем годе, а о периоде до 2018 года.

Согласно инвестпрограмме, принятой советом директоров «Транснефти» до 2018 года, компания вложит в развитие магистральных нефтепроводов 348 млрд руб., а в нефтепродуктопроводы будет инвестировано 158 млрд рублей. Причем 189 млрд из 506 млрд руб. инвестпрограммы планируется вложить уже в 2014 году.

Одним из основных проектов «Транснефти» является труба Заполярье — Пурпе, благодаря которой к системе магистральных нефтепроводов будут подключены новые месторождения ЯНАО и севера Красноярского края. Для завершения строительства, как сообщает «Транснефть», необходимо 95 млрд руб. (общая стоимость трубы — 199 млрд руб.). Также серьезных вложений потребует расширение нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), которое необходимо для наращивания поставок в Китай. На это потребуется 74 млрд руб.

Кроме того, «Транснефть» сообщает, что повысила стоимость нефтерпровода Куюмба — Тайшет, который должен обеспечить поставки нефти с Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений в ВСТО, годовая мощность — 15 млн тонн. Проект подорожал на 6 млрд руб., до 120 млрд руб.

«Есть предположение, что «Транснефть» завышает затраты по своим проектам, однако сказать что-то определенно в данном случае нельзя: компания для этого недостаточно прозрачна», — комментирует аналитик ИК «Велес-Капитал» Василий Танурков.

По словам Тануркова, заявление «Транснефти» о возможном сокращении инвестиций является попыткой прямого давления на правительство. В частности, компания угрожает невыполнением в срок своей инвестпрограммы. А, например, расширение ВСТО необходимо «Роснефти», именно она договорилась с Китаем об увеличении поставок в эту страну.

«Транснефть», как и другие естественные монополии, пока не поняла, что государственная политика поменялась, — говорит Танурков. — И власти так или иначе принудят госкомпании выполнить их инвестпрограммы или, во всяком случае, не допустят резкого их сокращения».

Предполагается, что заморозка тарифов, которую власти планируют со следующего года, стимулирует промышленность и рост ВВП, а также сдержит темпы роста инфляции. Монополии в ответ на эту инициативу начали откровенно угрожать правительству. Так, глава РЖД Владимир Якунин заявил, что при нулевой индексации грузовых тарифов в 2014 году убыток компании может достичь «двузначной цифры». Согласно предварительным расчетам, госмонополия может потерять 75,1 млрд руб. от заморозки тарифов, 4,9 млрд руб. — от снижения темпов роста грузооборота и 13,2 млрд руб. — в результате ухудшения структуры перевозок. В общей сложности компания оценивает возможные потери в 93,2 млрд руб. Якунин также предупредил, что в связи с этим работы могут лишиться порядка 60 тыс. сотрудников РЖД.

В понедельник «КоммерсантЪ» со ссылкой на зампреда правления «Газпрома» по финансам Андрея Круглова сообщил, что газовая монополия из-за заморозки тарифов потеряет 510 млрд руб. выручки, что снизит капитальные вложения компании на 52 млрд руб., а поступления в бюджет — более чем на 120 млрд руб.

«Краткосрочный эффект от заморозки тарифов для экономики действительно может оказаться негативным, — комментирует главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. — Сокращение инвестиций монополий приведет к торможению экономического роста». Но основная идея правительства заключается не в заморозке тарифов самой по себе. Это лишь тактический шаг.

По словам Тихомирова, целью этой меры является снижение инфляции до уровня 4–4,5%. «Рост тарифов естественных монополий дает около 20% роста инфляции, — поясняет экономист. — Снижение инфляции приведет к снижению банковских ставок по кредитам, а это, в свою очередь, поддержит малый и средний бизнес. Таким образом можно создать устойчивую модель экономического роста».

Однако монополии будут всеми силами противостоять проведению такой политики. Тихомиров полагает, что в итоге может быть принято компромиссное решение — заморозки тарифов как таковой не будет, но они будут снижены «в ручном режиме». Не исключено, что для каждой компании будет свой уровень сдерживания роста тарифов.

«В любом случае окончательное решение будет вынесено не ранее конца мая — начала июня следующего года, — говорит Тихомиров. — До этого момента могут выдвигаться самые разные тарифные сценарии».

Ситуация с «Транснефтью» принципиально отличается от ситуации с другими естественными монополиями. Представитель компании Игорь Демин напоминает, что на инфляцию оказывают влияние тарифы тех монополий, которые оказывают услуги населению. «Мы с населением дела не имеем. Транспортная составляющая в цене литра бензина Аи-92 и Аи-95 — не более 50 копеек, — говорит Демин.

— Мы просим проиндексировать наш тариф на 6%, что укладывается в рамки инфляции и приведет к росту стоимости того же литра бензина примерно на 3 копейки».