Министр финансов РФ Антон Силуанов предложил провести бюджетный маневр — равномерное сокращение на 5% расходов бюджета.
По словам министра, такая необходимость обусловлена тем, что в перспективе объем доходов бюджета будет снижаться в процентном отношении к ВВП.
«Доходы федерального бюджета исполняются достаточно напряженно. Я могу сказать, что в целом план будет выполнен по доходам. Но, с другой стороны, ситуация в макроэкономике говорит о том, что часть налоговых доходов от нефтегазового сектора, налог на прибыль, часть доходов в результате сокращения импорта мы можем недополучить», — предупредил Силуанов.
Для того чтобы реализовывать проекты, нужно «искать резервы», а также повышать качество расходов. Министр предлагает сократить расходы на 5% «практически по всем министерствам и ведомствам».
«Расходы в целом урезаться не будут, потому что, согласно бюджетному правилу, расходы, утвержденные в трехлетнем бюджете, а это касается 2014–2015 годов в первую очередь, не уменьшатся. Мы предлагаем бюджетный маневр в первую очередь за счет равномерного сокращения всех расходов, за исключением нормативно обусловленных и тех, что имеют обязательный характер, таких как пенсии, стипендии и так далее», — заявил глава Минфина в Санкт-Петербурге, куда он прибыл для участия в саммите G20.
Такой подход позволит собрать средства, которые «затем будут направлены на приоритеты», установленные правительством, сказал Силуанов, выступая в эфире телеканала «Россия-24».
В качестве приоритетов, скорее всего, будут выбраны социальные и оборонные статьи. Они уже значатся в приоритетных в действующем бюджете,
предполагает глава департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Игорь Николаев.
«Социальные расходы придется наращивать, — говорит эксперт. — Без этого нельзя будет выполнить майские указы президента».
Расходы бюджета в 2014 году запланированы на уровне 14,2 трлн рублей, на 2015 год — 15,62 трлн рублей. В структуре расходов на 2014 год на социальную политику планируется направить 27,5%, в 2016 году меньше — только 25,8%.
Таким образом, в результате бюджетного маневра, предложенного Минфином, в 2014–2015 годах можно будет сэкономить порядка 500–550 млрд рублей.
Вариант равномерного сокращения госрасходов практически по всем ведомствам, а не на ряд программ и министерств выбран потому, что второе было бы сделать сложно с политической точки зрения, указывает Николаев. Но эффект от бюджетного маневра может быть значительным, только если он будет сопровождаться повышением эффективности и прозрачности государственных расходов, считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
«Сокращение расходов на 5% — достаточно значимый шаг. Но вопрос: даст ли он импульс для экономики? Только если будет повышена эффективность расходования госсредств. Более действенной мерой было бы проведение полномасштабного анализа статей расходов и дальнейший дифференцированный подход к сокращению или увеличению статей расходов», — говорит он.
В текущей экономической ситуации в России — при замедлении экономического роста, сокращении вложений в основной капитал и оттока средств инвесторов — расходы сокращать нецелесообразно,
полагает директор института экономики РАН Руслан Гринберг.
«Надо исходить из того, что мировая экономика входит в фазу оживления. Это значит, что спрос на наши экспортные ресурсы начинает возрастать и мы будем наблюдать рост нефтегазовых доходов. Соответственно, мы сможем увеличивать госрасходы на проекты, стимулирующие экономический рост», — сказал Гринберг «Газете.Ru».
Расходы госбюджета в период кризиса 2008–2009 годов не сокращались, а, напротив, увеличивались, напоминает Николаев.
«Сейчас сокращение расходов свидетельствует о новых экономических реалиях. Оно повысит неопределенность и затормозит инвестиционную активность, что может подтолкнуть экономику от стагнации к рецессии», — предупреждает эксперт.
По последним данным Росстата, сальдо инвестиций России стало отрицательным — $27,6 млрд, это означает, что отток средств из страны выше, чем приток инвестиций.
Кроме того, в первой половине 2013 года сократилась доля взносов в основной капитал — с 5,2 до 4,6%. Эти цифры свидетельствуют о доверии иностранных инвесторов к экономике, говорил «Газете.Ru» Валерий Миронов, главный экономист Центра развития Высшей школы экономики.
В настоящее время Минфин рассматривает и другие меры сокращения расходования средств. Они, в частности, предполагают прекращение выплат по программе материнского капитала. 5 сентября Силуанов заявил, что эту меру ведомство считает разумной, но окончательное решение по данному вопросу еще не принято.
Также в списке мер — сокращение льгот по целому ряду налогов, стимулирование более позднего выхода на пенсию, сокращение численности сотрудников в ряде ведомств, в том числе в Минобороны. Доклад с мерами оптимизации расходов, которые подготовили эксперты Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, был опубликован на сайте Минфина 3 сентября.
Этот доклад подготовлен для отправки в администрацию президента РФ.
Ранее свой вариант бюджетного маневра предлагал экс-министр финансов Алексей Кудрин. Его схема получила название «плюс 3, минус 3»: Кудрин считает необходимым увеличить расходы на инфраструктурные проекты, образование и здравоохранение на 3% ВВП и сократить на такую же величину расходы на оборону, безопасность и поддержку регионов.
Предложенные Кудриным на Петербургском экономическом форуме в июне этого года меры во многом перекликались с положениями Бюджетного послания Владимира Путина, указывали «Газете.Ru» эксперты.