Минфин опубликовал итоговый отчет о результатах деятельности экспертных групп по мерам экономии расходов федерального бюджета. Над докладом работали эксперты Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.
Ранее «Газета.Ru» уже писала об этом документе — именно в нем содержатся предложения по отказу от продления программы материнского капитала и фактическому повышению пенсионного возраста.
В опубликованном отчете есть также глава, посвященная сокращению налоговых льгот как для бизнеса, так и для физических лиц.
Эксперты отмечают, что в российском законодательстве размыто само понятие налоговой льготы — прямо наличие льгот предусмотрено только для земельного налога и налога на имущество организаций.
Кроме того, налоговые льготы работают эффективно только при условии развитой конкуренции. Если они распространяются на компании, занимающие доминирующее положение на рынке, то «существенны риски имитаций и замещения», говорится в докладе.
В итоге экономисты предложили провести ревизию действующей системы налоговых льгот.
В частности, предлагается отменить льготную ставку НДС для СМИ и пересмотреть список продукции, для которой предусмотрена ставка по НДС 10%. Действующая ставка без учета льготы составляет 18%.
В числе товаров, облагающихся по льготной ставке, значатся молочные продукты, растительное масло, мясо, яйца, сахар, хлеб и ряд других товаров.
Отмена льгот по НДС приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 123 млрд рублей, посчитали в Центре развития Высшей школы экономики. Сборы НДС составят 4,4 трлн рублей (плюс 176 млрд рублей по сравнению с базовым вариантом).
При этом эксперты предупреждают, что в случае увеличения ставки НДС до 18% по товарам, которые сейчас облагаются по льготной ставке, цены на них вырастут на 7,3%. В итоге объемы потребления снизятся. ВВП сократится на 0,2%, товарооборот — на 0,81%. Замедление роста ВВП будет смягчено тем, что одновременно с сокращением товарооборота снизится импорт (на 1%), потому что немного укрепится курс рубля.
Эти оценки являются максимально возможными. Основой для расчета послужили прогнозы ВШЭ на 2014 год. Базовый сценарий предполагает, что при сохранении стабильных внешних условий продолжится замедление темпов роста российской экономики.
Отмена льготной ставки НДС нежелательна в текущих экономических условиях, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
«Она применяется к социально важным категориям: детским товарам, продовольствию и прочему. Изменение списка «льготных» товаров — опасная мера. И с политической точки зрения отменять ее неправильно», — говорит она «Газете.Ru».
Среди предложений, касающихся вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с расходов на образование, здравоохранение и накопительную части пенсии, значится возможность облагать налогом не личные доходы, как сейчас, а доходы домохозяйств. И при определении налогов учитывать наличие иждивенцев и расходы на их лечение и образование.
Также эксперты предлагают рассмотреть в долгосрочной перспективе введение в России американской практики уплаты альтернативного минимального налога (АМН) в качестве ориентира для минимальной суммы налога. В США если сумма налогов с учетом льгот меньше суммы альтернативного минимального налога, то налогоплательщики обязаны заплатить АМН. Это позволяет снизить число злоупотреблений льготными режимами налогообложения.
Эта схема может стать полезной и в России «с точки зрения предотвращения злоупотребления налоговыми льготами и вычетами по НДФЛ», говорится в докладе.
Также эксперты предлагают изменить состав льгот по налогу на прибыль. В частности, отказаться от нормы, которая позволяет коммерческим организациям получать от акционеров или участников имущество и деньги. Эти доходы сейчас не включаются в налогооблагаемую базу. Также предлагается отказаться от нормы, позволяющей без налога передавать имущество от лиц с долей участия более 50%.
Эксперты посчитали и эффект отмены льгот по ставкам страховых взносов для малого бизнеса. Это принесет бюджету дополнительно 65–75 млрд рублей.
Правда, экономисты сами предупреждают, что отмена льгот не будет способствовать выходу экономики из кризиса.
Предлагается пересмотреть список налоговых льгот, которые действуют на территории особых экономических зон. В докладе говорится, что эффективность работы особых экономических зон является крайне низкой. По данным Счетной палаты, с 2005 года налоговые отчисления резидентов особых экономических зон составили 6,3 млрд рублей, что существенно ниже бюджетных расходов на организацию ОЭЗ.
Есть предложения и по НДПИ на нефть. В частности, отказаться от применения прямого учета запасов для получения льготы на старых месторождениях. «Отмена требования прямого учета добытой нефти позволила бы распространить данные льготы на большее число выработанных месторождений, увеличив сроки их эксплуатации, и дало бы дополнительные налоговые поступления», — говорится в отчете.
Также эксперты предлагают отходить от практики налоговых каникул к практике понижающих коэффициентов.
Предполагается, что налоговая ревизия будет проводиться с 2014 по 2016 год. И она позволит повысить прозрачность бюджетных расходов.
Существующие налоговые льготы эксперты предлагают заменить «более подходящими инструментами бюджетного стимулирования». В частности, прямыми субсидиями. Правда, авторы доклада указывают, что в ряде случаев доступ к субсидиям получают крупные компании или компании, «активнее взаимодействующие с государством». Это снижает эффективность таких мер.
Экономия бюджетных средств от отмены ряда налоговых льгот в среднем составит 5–10% от объема этих льгот, сообщила «Газете.Ru» глава Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, которая участвовала в работе над докладом.
Ежегодный объем налоговых льгот составляет примерно 1 трлн рублей (только по тем статьям, которые эксперты смогли оценить), значится в тексте доклада. Так, общий объем налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, для которых доступна оценка, в 2012 году составил почти 500 млрд рублей, льготы по налогу физических лиц составили чуть более 75 млрд рублей, по НДС — 135 млрд рублей, по налогу на имущество организаций (данные за 2011 год) — 323 млрд рублей.
Таким образом, экономия может составить 50–100 млрд рублей помимо льгот по НДС.
Александра Суслина считает, что в целом оценки экономического эффекта от налогового раздела доклада приблизительны. «Ряд налоговых льгот просто не применяется активно или не применяется совсем, в итоге их отмена не приведет к экономии», — поясняет она «Газете.Ru».
При этом Суслина не исключает, что отмена налоговых льгот может привести к обратному эффекту и снизить объемы налоговых поступлений в бюджет: «Если бизнес сочтет, что платить налоги вбелую станет экономически невыгодно, то не исключен уход ряда предпринимателей в «тень».