«Греции придется предоставить еще одну программу помощи», — заявил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, выступая в Аренсбурге в рамках предвыборной агитации за Христианско-демократический союз. Это означает, что Германия впервые согласилась рассмотреть дополнительный кредит, который должен будет закрыть брешь, образовавшуюся в программе помощи в 2014–2016 годах.
По подсчетам Международного валютного фонда (МВФ), Греции необходимы дополнительные 11 млрд евро — 4,4 млрд в 2014 году и 6,5 млрд в 2015-м. Фонд занял жесткую позицию, заявив, что не будет финансировать текущее кредитование, пока европейские партнеры — Европейский центробанк и Еврокомиссия — не достигнут соглашения по выплатам после 2013 года.
В Германии предоставление финансовой помощи Греции не поддерживается населением. Поэтому перед сентябрьскими выборами в парламент политики избегали высказываний на эту тему.
Канцлер Германии Ангела Меркель говорила, что нет необходимости обсуждать этот вопрос именно сейчас. Но на этой неделе ее главный соперник в борьбе за место канцлера бывший министр финансов социал-демократ Пеер Штейнбрюк прямо заявил, что Демократический союз намеренно избегает эту тему. «Греции нужна дополнительная помощь? Будет ли (Меркель. — «Газета.Ru») наблюдать со стороны, как деньги европейских налогоплательщиков направляются напрямую в банки?» — спрашивал Штейнбрюк на страницах партийной газеты Vorwarts, цитата по Financial Times. Слова Шойбле, очевидно, стали ответом на эти нападки. Министр финансов сделал вид, что необходимость третьего пакета кредитов — общепризнанный факт. «Как и было сказано раньше. И общественность, и бундестаг всегда это говорили», — сказал Шойбле.
Главный аргумент против выдачи кредитов Греции — дополнительное финансирование увеличит и без того гигантский госдолг. По итогам 2013 года он прогнозируется на уровне 176% ВВП, то есть гораздо больше, чем 122% ВВП, которые МВФ считает приемлемыми. В официальных прогнозах госдолг падает до 120% ВВП в 2022 году, однако их авторы рассчитывают на неуточненные «дальнейшие меры» поддержки страны, а также на темпы экономического роста, которые, по словам критиков, нереалистичны.
Греция уже получила в общей сложности 246 млрд евро. Первый пакет помощи на 73 млрд евро тройка кредиторов одобрила в 2010 году. В 2012 году — еще на 173 млрд евро.
Эти займы выдавались Греции на условиях проведения экономических реформ, резкого сокращения расходов бюджета и внешнего долга. Жесткая экономия — сокращение зарплат и рабочих мест в госсекторе, а также государственных пособий — вызвала не только протесты населения, политический кризис и смену правительства, но и негативные экономические последствия. Экономика оказалась в депрессии, за 20 кварталов, или пять лет, непрерывного падения ВВП сократился на 25%. Более четверти населения официально безработные (27,6%), уровень безработицы среди молодежи составляет 64,9%.
Даже МФВ признал, что условия спасения были слишком жесткими и навредили экономике Греции. Экономисты МВФ в 2010 году полагали, что каждый евро сокращения бюджетных расходов приведет к потере только 50 центов из экономического роста.
В 2013 году они признали, что реально экономики в этом случае теряют 1,5 евро.
На прошлой неделе Греция сообщила о первом большом достижении — бюджет страны исполняется с первичным профицитом вот уже семь месяцев, и есть хорошие шансы, что профицит будет и по итогам года. Именно это достижение могло повлиять на позицию министра финансов Германии.
Меркель в 2012 году говорила, что правительство готово рассмотреть возможность списания части кредитов, выданных Греции, но лишь тогда, когда Афины добьются профицита бюджета. Население Германии выступает против списания долга. Во вторник Шойбле заверил, что этого не произойдет. Однако не все ему верят.
«Он далек от того, чтобы раскрыть все карты и быть откровенным с народом», — говорит лидер оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» Бернд Люк, цитата по Financial Times.