В среду вечером Госдума неожиданно приняла во втором чтении поправки в закон «О рекламе» и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), регулирующие финансовую ответственность (штрафы) за несоблюдение антитабачного закона.
Необходимость принятия таких поправок связана с тем, что с 1 июня в России вступил в силу закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этот закон можно считать рамочным, поэтому для реализации потребовалось принятие поправок в действующее законодательство.
В частности, поправками в КоАП вводится штраф за курение в общественных местах. Он составит для граждан от 500 до 1,5 тыс. руб. В 1,5 тыс. руб. обойдется и «вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака». Штраф за продажу сигарет подросткам составит до 90 тыс. рублей.
Предусмотрены штрафы и за спонсорство табака. Для должностных лиц они составят от 5 тыс. до 7 тыс. рублей, для юрлиц — от 80 тыс. до 150 тыс. рублей (или возможно приостановление деятельности компании на срок до 90 суток).
Эти поправки не вызвали разногласий ни у депутатов, ни в правительстве, и были приняты в первом чтении в мае этого года.
Мнения депутатов — авторов поправок разделились, когда потребовалось принять две принципиальные для табачной индустрии поправки. Первая из них касается рекламы табака. Вторая — финансовой ответственности собственников помещений (офисов, ресторанов, заводов, пароходов) за несоблюдение антитабачного закона.
В соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением (РКБТ) каждая страна «в соответствии со своей конституцией вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий».
Для реализации РКБТ была принята правительственная Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы. Она была утверждена распоряжением правительства Российской Федерации в ноябре 2010 года и также предусматривала полный запрет рекламы табачных изделий.
Позицию правительства о необходимости полного запрета рекламы подтвердил в октябре 2012 года в своем видеообращении премьер Дмитрий Медведев.
Запрет на рекламу сигарет и любой табачной продукции введен и в статье 16 антитабачного закона: «В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака».
Но при подготовке поправки о запрете рекламы табака ко второму чтению в тексте законопроекта в тексте законопроекта появилось изъятие из запрета на рекламу табачных изделий: «Положения настоящей статьи не применяются к отношениям, связанным с доведением продавцом до покупателей информации о табачной продукции и табачных изделиях, предлагаемых для розничной торговли».
Запрет рекламы не распространяется на отношения между продавцом и покупателем. По сути, легализуется реклама в местах продаж (магазины, кафе, рестораны и т. д.).
«А это увеличивает потребление табака, поскольку реклама в таких местах является наиболее эффективной с точки зрения увеличения продаж», — возмущается Виктор Зыков, юрист Антитабачной коалиции общественных организаций.
«В борьбе против табака работает только полный запрет рекламы. Любые исключения делают запрет бессмысленным, табачная индустрия просто переместит миллиардные табачные бюджеты туда, где реклама и стимулирование еще разрешены, — в магазины и рестораны», — отмечает член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве Дарья Халтурина.
По данным Минздрава, отказ от полного запрета рекламы табака может стоить России 20–30 тыс. смертей ежегодно.
Для выполнения международно-правовых обязательств Россия должна запретить рекламу табака полностью, без каких-либо исключений, до 1 сентября 2013 года. «К сожалению, табачной индустрии удалось сорвать введение этого запрета, продавив позорные исключения из международных правил», — заключает Зыков.
Вторая поправка, выпавшая из текста законопроекта, подготовленного ко второму чтению, касалась введения ответственности для собственников помещений за нарушение антитабачного закона.
Штрафы предлагалось вводить на нарушение требований к организации мест для курения для юридических лиц — до 30 тыс. руб. Или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 8 Рамочной конвенции ВОЗ рекомендует налагать санкции на юридических лиц, если они не обеспечивают соблюдения запрета курения на своей территории, отмечает Зыков. При отсутствии санкций бизнес не будет проявлять инициативы по соблюдению закона. «Практически это означает, что в таких помещениях запрет на курение табака нивелируется», — говорит Зыков.
Второе чтение поправок было запланировано на 3 июля. Исправленный текст поправок был роздан за 2 часа до пленарной сессии. Некоторые из авторов поправок даже не успели прочитать новый вариант текста. А когда прочитали, поняли, что введены в заблуждение. «Проигнорированы наши поправки, которые внесли 42 депутата, в том числе и об ответственности собственников помещений, которые должны были обеспечивать условия и благоприятную среду для работы закона», — сказал «Газете.Ru» председатель межфракционной группы Госдумы по борьбе с лоббизмом и автор поправок в антитабачный закон депутат Дмитрий Носов, добавив, что всю ответственность за соблюдение антитабачного закона «возложили на граждан, которых 70 лет приучали курить, а теперь призывают бросить».
Носов также возмутился, что профильный комитет по конституционному законодательству не дал возможность высказать свою позицию на комитете. На заседание комитета Носова не пригласили. Он не знает, состоялось ли это заседание. «Будем разбираться и выявлять, кто отстаивает интересы транснациональных табачных корпораций», — резюмировал Носов.
Табачные компании, представленные в России, традиционно заявляют, что не комментируют процесс принятия российских законов и готовы работать с любым действующим законодательством.
«Поправки последней минуты, когда никто не успевает понять, что произошло, и другие подобные действия — это характерная тактика табачных компаний», — считает Халтурина. «Несколько лет назад подобная схема была проведена на Украине, когда в законопроект о повышении акцизов на бензин была внесена незаметная строка о низких акцизах на сигареты. Подобные истории происходили в десятках стран, законодательство потом приходилось менять».
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) отмечает, что уровень штрафов, предложенных Госдумой, значительно ниже, чем в других странах, в которых борьба с распространением курения ведется успешно. «Например в небогатой Турции, где запреты доказали свою эффективность, курильщик три раза подумает, стоит ли рисковать $60 за выкуренную в неположенном месте сигарету», — говорит Янин.
Отсутствие в принятых поправках в закон «О рекламе» полного запрета рекламы табака Янин считает следствием уступок табачным компаниям в основном законе – антитабачном. В итоге реклама табака под видом информации о товаре осталась разрешенной в точках продаж и это станет основным инструментом пропаганды курения, в первую очередь среди потенциальных потребителей табака – несовершеннолетних граждан, отмечает глава КонфОП.