Вложить 8 млрд евро в борьбу с молодежной безработицей в течение ближайших двух лет — такое решение приняли лидеры стран Евросоюза в первый день саммита в Брюсселе. Это на 3 млрд евро больше суммы, названной на февральском саммите ЕС.. Повышение произойдет за счет неиспользованных бюджетных средств. «Мы приняли решение, что все неиспользованные фонды ЕС пойдут «в общий котел», что позволит обеспечить финансирование как минимум в размере 8 млрд евро», — объявил президент сообщества Херман ван Ромпей.
«Мы получим дополнительные три миллиарда, — не сомневается премьер-министр Италии Энрико Летта, цитата по The Wall Street Journal. — Очень позитивный результат».
Из этих средств будут сформированы «гарантии для молодежи», которые должны обеспечить поиск работы, обучение или стажировку в течение четырех месяцев после завершения основного обучения или регистрации в качестве безработного.
Деньги планируется направлять в страны, где уровень безработицы среди молодежи превышает 25%.
Это не такой высокий уровень, как может показаться. В среднем по Евросоюзу уровень молодежной безработицы, то есть среди граждан 15—24 лет (Конвенция Международной организации труда от 1973 года не считает детским трудом занятость после 14 лет; исключение — тяжелые и опасные работы: там детским считается труд до 17 лет), составляет уже 23,5%, или 7,5 млн человек, по данным Еврокомиссии за апрель 2013 года.
Молодежная безработица в Греции и Испании составляет почти 60%, в Италии и Португалии — более 40%. Даже во Франции этот показатель превышает 25%.
Эксперты считают это одним из результатов политики жесткой бюджетной экономии, применявшейся в ЕС для борьбы с долговым кризисом. Сокращение госрасходов уменьшило дефициты бюджетов, однако сократило количество рабочих мест. Вероятно, поэтому Германия, сначала навязывавшая политику экономии, а теперь не желающая быть обвиненной в росте безработицы, на саммите активно продвигала план. На следующей неделе под руководством канцлера Германии Ангелы Меркель в Берлине пройдет конференция по проблеме молодежной безработицы.
Долговременная молодежная безработица расценивается как особая проблема, которая может стать источником социальной напряженности, роста преступности и наркомании. «Высокий уровень безработицы среди молодежи может иметь трагические последствия как для экономики, так и для общества,
но наиболее опасно его влияние на самих молодых людей», — отмечал еврокомиссар по рынку труда Ласло Андор еще в декабре 2012 года. Тогда он впервые высказал идею реформирования существующих фондов поддержки и сообщил, что большинство систем социальной защиты в странах ЕС не могут решать стоящие перед ними задачи.
Из-за молодежной безработицы, по экспертным оценкам, ЕС теряет 150 млрд евро в год, или 1,2% ВВП. Здесь учитываются не только существующие пособия по безработице, но и косвенные потери.
Молодежная безработица — невероятная проблема для Греции, признал премьер-министр Антонис Самарас. «Нам нужно выйти из плоскости и действовать изобретательно, нам нужны решительные меры, которые будут приняты немедленно», — призвал он участников саммита.
Фонд, одобренный на июньском саммите, может начать работу в 2014 году. Однако его эффективность вызывает вопросы.
«Это большие деньги, но, конечно, каждый должен понимать, что основная ответственность за результаты ляжет на плечи правительств и тех инструментов, которые будут внедрены и использованы на национальных уровнях, — говорит премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен, цитата по агентству Reuters. — Европейское решение частично поможет, но главное не в нем».
Не все согласны и с тем, что это достаточно большие деньги. «Нам нужно по 6 млрд евро каждый год, — заявил канцлер Австрии Вернер Файманн.
6 млрд евро (или даже 8 млрд евро) — это меньше 1% бюджета ЕС, подчеркивали участники саммита. Европарламент, Евросовет и Еврокомиссия одобрили соглашение по бюджету сообщества на 2014–2020 годы. Размер бюджета составил почти 1 трлн евро.
Глава центра исследования европейской политики Дэниел Грос называл сумму, которую в течение двух лет ЕС собирается направить на борьбу с молодежной безработицей, «каплей в море» 13 трлн евро, составляющих экономику ЕС. «Величина усилий до смешного мала», — говорит он, цитата по WSJ. Он вспоминает, что и предыдущие меры в этом направлении были недостаточны. Для решения проблемы, по словам Гроса, потребуется изменить всю экономическую политику региона.