Газопровод Nabucco лишился своего последнего шанса — азербайджанского газа. Как сообщает в среду ИТАР-ТАСС со ссылкой на австрийскую компанию OMV (инициатор и основной акционер проекта Nabucco), британский консорциум во главе с ВР отказал проекту в поставках газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2, которое он осваивает.
Консорциум выбрал для поставок альтернативный проект — Трансадриатический газопровод (TAP). Предполагается, что по этой трубе на первом этапе будет поставляться до 10 млрд кубометров азербайджанского газа в Европу через Грецию и Италию.
«Мы с уважением относимся к этому решению», — заявила OMV. Глава компании Герхард Ройс подчеркнул, что средства, уже вложенные в Nabucco, не пропадут — OMV рассчитывает на открытие крупных запасов газа на шельфе Черного моря.
Газопровод Nabucco должен снизить зависимость европейского рынка от российского газа. Его мощность должна была составить 31 млрд кубометров в год. Свое название проект получил от оперы Джузеппе Верди «Набукко» (по имени царя Навуходоносора II).
Проект Nabucco с самого начала испытывал сложности с источниками поставок. Изначально предполагалось, что газ пойдет из Ирана, однако из-за политической напряженности Европа от этого отказалась. Также о своем намерении поставлять газ в трубу Nabucco заявляла Туркмения, но в итоге единственным реальным вариантом стал именно газ из Азербайджана.
Именно Nabucco долгое время считался главным конкурентом российской трубы «Южный поток», но в последние годы трудности для акционеров Nabucco увеличились.
Изначально в проекте с равными долями по 16,67% участвовали австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH. Инвестиции первоначально оценивались примерно в 8 млрд евро, но, по неофициальным данным, в 2011 году оценка затрат выросла почти вдвое — до 12—15 млрд евро. Эксперты объясняли это ростом цен на металл и трубы.
В апреле 2012 года о намерении выйти из проекта заявила Венгрия. Об этом говорил венгерский премьер-министр Виктор Орбан. По его словам, проект сталкивается с трудностями и поэтому «даже венгерская MOL покидает его». MOL тогда заявила, что вокруг проекта «существует много неопределенностей, которые сложно игнорировать». Но сейчас «дочка» MOL FGSZ по-прежнему владеет 16,67% Nabucco.
В апреле текущего года о продаже своей доли заявила RWE — она перешла к OMV, так что австрийцы на сегодняшний день владеют около 33,3% проекта.
Из-за сложностей с проектом в 2012 году было принято решение о сокращении протяженности трубы. Новый вариант должен был составить 1,3 тыс. км по сравнению с 3,9 тыс. км, запланированных изначально. Газопровод будет проложен до Австрии не от Прикаспийского региона, как предполагалось, а от турецко-болгарской границы. Проект получил название Nabucco West. Мощность трубы пока не определена, но ранее сообщалось, что она может составить половину мощности Nabucco, то есть около 15,5 млрд кубов.
«Nabucco — проект живучий, — комментирует глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Его трасса лежит на кратчайшем маршруте в ЕС из Каспийского региона».
Корчемкин полагает, что акционеры проекта все же смогут обеспечить его газом. По словам эксперта, в 2020-е годы Азербайджан сможет экспортировать больше 35 млрд кубометров газа, а этого хватит и для Nabucco, и для TAP. Причем на поздних этапах предпочтение, скорее всего, будет отдаваться именно Nabucco. Кроме того, не исключены перемены в Иране, либо возможен вариант ирано-азербайджанских своповых сделок (то есть Азербайджан будет закупать газ у Ирана, а оптом поставлять его в Nabucco уже как свой). Наконец, если развернется добыча газа в турецкой акватории Черного моря, то Турция сократит импорт и увеличит транзит — и здесь также может понадобиться Nabucco.
«Пока говорить о какой-то масштабной добыче в Черном море рискованно, хотя регион считается перспективным в плане обнаружения запасов газа», — говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Он считает, что проект Nabucco, скорее всего, будет продолжен, но исключительно по политическим мотивам, чтобы снизить зависимость от российского газа.
«Однако, чтобы найти новый источник поставок или развернуть новые проекты по добыче, потребуются годы, — указывает эксперт. — Все это время компании — акционеры Nabucco будут нести убытки». Впрочем, по мнению Полищука, они могут быть хотя бы отчасти компенсированы за счет господдержки.