Инсайдер, осужденный Гагаринским районным судом Москвы за незаконное распространение конфиденциальной информации, оказался бывшим менеджером химического холдинга «Фосагро». Об этом в среду сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источники в ГУВД.
Ранее сообщалось, что речь идет о начальнике отдела продаж «одного из российских предприятий по производству минеральных удобрений».
По версии правоохранительных органов, осужденный в 2010–2011 годах незаконно передавал заинтересованным иностранным клиентам информацию о продажах минеральных удобрений, в частности, сведения об объемах производства кормовых фосфатов, условиях продажи и ценах. Своей деятельностью инсайдер нанес «Фосагро» ущерб на сумму в $2 млн.
Позднее в среду РАПСИ со ссылкой на пресс-службу Гагаринского суда сообщило, что имя обвиняемого — Ашот Топчян. «Фосагро» отказалось от комментариев, однако есть косвенные свидетельства того, что Топчян работал именно в этой компании. В ноябре прошлого года тот же Гагаринский суд рассматривал иск гражданина по имени Ашот Топчян к «Фосагро» о восстановлении на работе.
Как сообщает РАПСИ, Топчян был приговорен к 1 году и 9 месяцам исправительных работ. Причем приговор был вынесен еще 10 июня, однако подсудимый его обжаловал, и поэтому приговор пока не вступил в силу.
Топчян был осужден по 1-й и 2-й частям статьи 183 УК (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).
«Незаконный сбор и распространение информации, имеющей коммерческую тайну, — явление достаточно распространенное», — комментирует руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса юридической фирмы «Пепеляев Групп» Максим Кошкин. Однако случаи реального привлечения к уголовной ответственности, по словам юриста, единичны. Причин много, в том числе и доказательная база. «С учетом широкой огласки данного случая его можно назвать прецедентным», — считает Кошкин. Он отметил, что это может позитивно отразиться на практике расследования следственными органами и рассмотрения судами такого рода дел.
Советник юрфирмы Lidings Сергей Патракеев обращает внимание, что на момент совершения преступления статья № 183 УК подразумевала меньше видов наказания, чем на момент вынесения приговора. Неизменными оставались только штраф в размере до 120 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до 3 лет. «Исправительные работы были добавлены к «ассортименту» наказаний по данной статье до вынесения приговора», — рассказывает Патракеев. —
Судья, приговаривая к исправительным работам, избрал для подсудимого не максимально строгое наказание из возможных».
«Фосагро» — один из крупнейших в мире химических холдингов. По объемам производства фосфорсодержащих удобрений уступает лишь американской Mosaic. «Фосагро» является крупнейшим европейским производителем фосфорных удобрений, крупнейшим мировым производителем высокосортного фосфорного сырья, ведущим в Европе и единственным в России производителем кормового монокальцийфосфата (MCP), а также единственным в России производителем нефелинового концентрата. Около 60% акций «Фосагро» владеет сенатор от Мурманской области Андрей Гурьев, крупные пакеты (до 10%) также принадлежат члену совета директоров «Фосагро», ректору СПбГГУ Владимиру Литвиненко, и бывшему гендиректору компании Игорю Антошину.
Показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, учета износа и амортизации) компании в прошлом году составил $1,1 млрд.
По словам аналитика RMG Securities Елены Садовской, прецедент действительно серьезный, так как рынок удобрений очень конкурентный и до определенного момента ставки по контрактам держатся в секрете.
«Потери компании могли оказаться значительно масштабнее в перспективе, — отмечает аналитик. — Тем более, рынок для производителей удобрений сейчас не настолько хорош, чтобы не придать этому прецеденту значения».
Как отмечает Садовская, для акционеров дорога буквально каждая копейка. «И не важно, что сумма потерь составляет 0,2% от прошлогоднего EBITDA», — говорит эксперт.