Генеральным директором госкомпании «Курорты Северного Кавказа» (КСК) назначен Сергей Верещагин. Его кандидатура была одобрена на собрании акционеров компании, говорится в сообщении КСК.
14 мая решением совета директоров КСК Верещагин был назначен временно исполняющим обязанности генерального директора.
Госкорпорация КСК была создана в 2010 году с целью реализации проекта по созданию туристического кластера на Северном Кавказе. Инициатором проекта был экс-президент Дмитрий Медведев.
В онлайн-интервью «Газете.Ru» Ахмед Билалов рассказывал: «Он (Медведев – «Газета.Ru») не просто одобрил, а был инициатором этого проекта и поддерживает его. После того, как он озвучил идею, она была поддержана правительством и компанией «Курорты Северного Кавказа», которая в этом смысле является детищем президента». В 2011 году Медведев лично представлял проект туркластера на Международном экономическом форуме в Давосе.
Прежний гендиректор КСК Алексей Невский подал в отставку с формулировкой «по состоянию здоровья» 6 февраля 2013 года. Смена топ-менеджмента совпала с резкой критикой главы совета директоров КСК Ахмеда Билалова со стороны президента Владимира Путина и членов правительства во время проверки строительства олимпийских объектов. Президент высказал недовольство срывами сроков и удорожанием стоимости строительства комплекса «Русские горки» с 1,2 млрд рублей до 8 млрд рублей. Подрядчиком стройки была компания «Красная поляна», которой на тот момент владел брат Ахмеда Билалова Магомед Билалов.
После претензий со стороны президента были инициированы проверки деятельности КСК генпрокуратурой. По результатам было возбуждено уголовное дело в отношении бывших председателя совета директоров КСК Билалова и гендиректора Невского по статье «злоупотребление полномочиями». Их обвинили в необоснованных затратах на командировки «с использованием элементов роскоши». В материалах ведомства указывалось, что Билалов для перелета во Францию и Англию заказывал чартерные рейсы на сумму около 80 млн рублей, а на посещение Олимпийских игр было затрачено 3,3 млн рублей. Правда, Билалов возместил затраты по командировкам еще до возбуждения уголовного дела.
Топ-менеджеры КСК принимали решения по операционной деятельности компании без согласования с советом директоров, выяснили в генеральной прокуратуре. В частности, в 2011 году на счетах «Национального банка развития бизнеса» (НББ, Нацбизнесбанк) были размещены 2 млрд рублей КСК, отмечают в Генпрокуратуре. 34,26% акций банка на тот момент принадлежали Магомеду Билалову.
В апреле о проверках отчитались и следователи Главного управления по экономической безопасности МВД. Они пришли к выводу, что КСК осуществляло фиктивную деятельность в офисах, расположенных в Пятигорске: на момент проверок в них не было ни персонала, ни документов. В начале мая было заведено еще одно уголовное дело в отношении «неустановленных лиц» из топ-менеджмента КСК по статье «мошенничество».
По данным следствия, руководство КСК по результатам закрытого конкурса с аффилированными с компанией структурами передало одной из них функции по подготовке строительства. В результате путем мошенничества, по мнению следствия, было похищено 275,3 млн рублей — это вся сумма вознаграждения компании. Всего подрядчикам за работы было выплачено 573,5 млн рублей, уточнили в полиции. Имена подозреваемых не назвали, уточнив, что ищут причастных к хищению бюджетных средств.
В апреле 2013 года компания КСК утвердила проект собственной стратегии, разработанный по поручению временно исполняющего обязанности Алексея Садикова. Первый этап стратегии, который должен завершиться в 2013 году, предусматривает реализацию инвестиционных проектов и подготовку к строительству. Второй этап (2014–2016 годы) — проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию инфраструктуры первых очередей всесезонных туристско-рекреационных комплексов Архыз, Мамисон и Каспийского прибрежного кластера. На третьем этапе (2017–2025 годы) туристический кластер должен пройти стадию устойчивого развития и перейти на самоокупаемость.
Только на создание стратегии туркластера было потрачено 277 млн рублей, подсчитали аудиторы Счетной палаты во время очередных проверок. Концепцию переписывали несколько раз, говорил тогда источник «Газеты.Ru». Он напомнил, что с 2010 года, когда была создана КСК, к проекту прибавилось еще несколько курортов. Для разработки проекта создания туристического кластера КСК через агента – «Первую градостроительную компанию» – привлекла подрядчика – «Росинжиниринг», говорится в материалах аудиторов. Сумма договора подряда – 1,1 млрд рублей. За период, который подлежал проверке, подрядчик получил 633,9 млн рублей, а посредник – 275,3 млн рублей.
Предыдущему руководству КСК не удавалось решать поставленные государством задачи – в основном, компания вела PR-деятельность, которая была не слишком успешна, констатировал профессор Московского государственного строительного университета Азарий Лапидус .
«Проект КСК невероятно сложный сам по себе, а когда в нем разбираются и правоохранительные органы, он становится еще более сложным.
Новый менеджмент не отвечает за то, что было до него, но ему предстоит задача объединить в один блок финансовую, производственную и доходную составляющую. А сделать это сможет только очень способный и преуспевающий человек, — уверен эксперт. — Насколько я знаю, предыдущему руководству этого не удавалось сделать. Они занимались исключительно PR-кампаниями проекта, и то слишком слабым».
Если в ближайшие годы не запустят строительство, динамика развития проекта будет значительно снижена, предположил Лапидус.
«Это шокирующая ситуация, когда в стране запускается стратегический объект, и он не может преодолеть первоначальную стадию. Может быть, новый менеджмент «вытащит» этот проект».
При грамотном подходе топ-менеджмента КСК сможет стать успешной компанией – для этого у госкорпорации есть все ресурсы, уверен президент Nai Becar Александр Шарапов. «Те полномочия, которые предоставлены КСК, дают возможности сделать мощную компанию. Я не вижу особых проблем в том, что предыдущее руководство вело коррупционные схемы. Важнее те возможности, которые предоставляет компания, а не то, что предыдущее руководство использовало их в своих целях, а не на благо общества, — заметил он. — Проблемы у компании могут быть по двум причинам: потому что воруют или потому что руководство не умеет управлять делом. И то, и другое можно исправить достаточно быстро, учитывая, что у КСК есть ресурсы, чтобы это сделать».
Коррупционные скандалы не должны сказаться на деятельности нового руководства КСК, убежден Шарапов. «Да, репутация пострадала, но если новое руководство не будет вести коррупционную деятельность и будет брать в профильные департаменты и в управление людей, которые понимают и разбираются в строительстве, то успех возможен».