Соединенные Штаты уже к 2020 году могут начать экспорт природного газа на мировой рынок. Об этом заявил президент США Барак Обама в ходе саммита в столице Коста-Рики Сан-Хосе. По словам Обамы, это станет возможным благодаря «чрезвычайным успехам в разработке новых технологий».
Газ США намереваются экспортировать в сжиженном виде (СПГ), однако решение по вопросу о выдаче государственных лицензий на экспорт американским компаниям пока не принято.
Сами бизнесмены пока явно не стремятся начинать зарубежные поставки. В конце марта представители шести крупных американских промышленных структур (в том числе Dow Chemical, Huntsman и Alcoa) заявили, что опасаются роста экспорта СПГ, так как он может нанести ущерб экономике США.
Наращивание экспортных поставок может привести к повышению цен на внутреннем рынке США. Правда, американское министерство энергетики ранее заявляло, что экспорт будет выгоден Штатам даже при росте внутренних цен.
За последние годы Америка совершила серьезный прорыв в технологиях газодобычи. В частности, речь идет о так называемом сланцевом газе, благодаря которому Штаты в 2009 году впервые за шесть лет обогнали Россию по уровню добычи и смогли полностью обеспечить собственное потребление.
Аналитический центр при правительстве России и Институт энергетических исследований РАН в апреле опубликовали прогноз, содержащий несколько сценариев развития мировой энергетики до 2040 года. В их числе «сланцевый прорыв» — сценарий, при котором мировое производство газа из сланца резко вырастет (с нынешних 250 млрд кубометров до приблизительно 470 млрд кубов), причем произойдет это в основном за счет США.
Руководитель дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра Александр Курдин уверен: Америка станет чистым экспортером СПГ задолго до 2020 года – вероятно, уже в 2015–2016 годах. «Несмотря на колоссальный суммарный масштаб возможных экспортных проектов из США (он приблизился к 300 млрд куб. м в год), далеко не все из них войдут в строй, — отмечает эксперт. — Можно ожидать, что к 2030 году экспорт СПГ из США будет составлять 40–50 млрд куб. м в год».
Объемы значительные, однако к существенному снижению цен на мировом рынке они не приведут, так как будет активно расти спрос. При этом Курдин предупреждает, что американский СПГ может вытеснить часть российских поставок в Европе и Азии, если российский газ будет дорогим. «Если «Газпром» будет проводить жесткую ценовую политику и требовать высоких цен от клиентов в долгосрочном периоде, его потери окажутся существенными», — говорит эксперт, подчеркивая, что политика компании зависит от ее издержек, а следовательно, от эффективности деятельности самого «Газпрома».
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что европейские и азиатские импортеры газа хотят диверсифицировать ценовые риски.
Корчемкин указал, что цена американского газа, например, в Японии может оказаться ниже, чем цена СПГ с российского завода во Владивостоке (он пока находится в стадии проекта).
А вот в «Газпроме» придерживаются иной точки зрения на американский газовый экспорт. Источник, близкий к монополии, заявил «Газете.Ru», что в нынешних ценовых условиях поставки СПГ из Америки возможны только в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но не в Европу.
«Цена сланцевого газа в Штатах сейчас ниже издержек по его добыче, — поясняет источник. – А ведь газ надо еще сжижать, транспортировать и регазифицировать.
Все эти затраты в сумме дадут цену, примерно равную нынешним европейским, так что поставлять СПГ в Европу не имеет смысла: его там просто не будут покупать». С другой стороны, Азия – рынок премиальный, готовый платить любую цену, и поставки туда, по словам собеседника «Газеты.Ru», могут себя оправдать.
Заведующий сектором газовых рынков Института энергетики и финансов Владимир Ревенков также считает, что американскому газу не удастся вытеснить российский на европейских рынках. Эксперт признает, что в последнее время доля «Газпрома» в странах ЕС несколько сократилась, но явление это временное, вызванное общим спадом европейской экономики. «У основных газодобывающих стран Европы (Норвегия, Нидерланды) сокращается добыча, и они уже ведут разговор о том, чтобы увеличить объемы закупок у России», — рассказывает Ревенков. При этом цена российских долгосрочных контрактов сейчас не более чем на 5% превышает цену аналогичных контрактов тех же норвежцев. А в целом уровень цен снизился настолько, что они вплотную приблизились к спотовым. Это связано с тем, что цена российского газа привязывается к нефтяным котировкам, а они вот уже два года стоят на месте.
Таким образом, ценовое предложение России выгодно для Европы. При этом в Штатах, по словам Ревенкова, существующий избыток предложения по газу постепенно сокращается. Это связано с тем, что многие угольные электростанции перешли на более экологичный газ. Это приводит к тому, что газовые цены начинают расти. «Дешевого газа в Америке не будет, — говорит Ревенков, – особенно если она начнет экспорт».